Главная - Другое - Досрочное прекращение школой образовательного процесса с учащимся

Досрочное прекращение школой образовательного процесса с учащимся


Досрочное прекращение школой образовательного процесса с учащимся

Отчисление из школы по достижении возраста 18 лет


Здравствуйте! 1. Отчисление или исключение (далее — отчисление) должно производиться только по решению органа управления образовательного учреждения.

В соответствии со ст. 35 «Об образовании» данный орган в обязательном порядке должен быть представлен директором школы, который, являясь высшим должностным лицом образовательного учреждения, наделен всеми необходимыми полномочиями. Помимо директора, к лицам, представляющим органы управления школы, относятся так называемые органы самоуправления, которые могут создаваться в виде совета школы, педагогического совета, родительского комитета, попечительского совета и т.

д. При этом в уставе и (или) локальных актах школы должны быть специально предусмотрены полномочия данных органов на принятие решения об отчислении учащихся.

2. Отчисление производится только за грубые нарушения устава школы.

Действующее законодательство не содержит определение понятия «грубое нарушение устава», поэтому данный вопрос каждое общеобразовательное учреждение должно урегулировать самостоятельно. Устав школы должен содержать исчерпывающий перечень проступков, рассматриваемых в качестве грубых нарушений его положений.

К таковым, в частности, можно отнести: 1) непосещение в течение определенного времени занятий без уважительных причин (прогулы); 2) оскорбление участников образовательного процесса и посетителей школы (указать, в каких формах); 3) неправомерное поведение, приводящее к нарушению образовательного процесса (так называемый срыв уроков); 4) применение физического или психического насилия к участникам образовательного процесса; 5) употребление и распространение алкоголя, табачных изделий, наркотических и психотропных веществ. Данный перечень не является исчерпывающим и может быть дополнен или пересмотрен конкретным общеобразовательным учреждением самостоятельно. 3. Для того чтобы отчислить учащихся, указанные в предыдущем пункте грубые нарушения устава школы обязательно должны быть совершены неоднократно.

Категория неоднократности применительно к отношениям, связанным с отчислением учащегося из образовательного учреждения, законодательством также не определена.

По общему правилу любое действие (бездействие) признается совершенным неоднократно в случае совершения его более одного раза.

Однако каждое образовательное учреждение вправе выработать собственные признаки неоднократности совершаемых правонарушений, а также порядок аннулирования (погашения) наложенных ранее взысканий за нарушение устава школы. 4. Даже при наличии объективных оснований, указанных выше, отчисление учащегося из школы допускается, т.

е. данную меру необходимо рассматривать как право, а не обязанность общеобразовательного учреждения. Во всех случаях школа вправе применить иные меры наказания (и профилактики), не связанные с исключением учащегося. 5. Отчисленными могут быть только учащиеся, достигшие 15-летнего возраста.

Данная норма является императивной и расширительному толкованию не подлежит.

К ученику, которому не исполнилось 15 лет, школа может применять любые меры наказаний, кроме отчисления (исключения).

6. Отчисление применяется только в том случае, если меры воспитательного характера не дали результата. Следовательно, при принятии решения об отчислении руководящий орган школы обязан принимать во внимание не только все совершенные учащимся грубые нарушения устава и вынесенные по ним наказания, но и представленные администрацией школы доказательства проводимой с данным учащимся воспитательной работы и ее негативных результатов. 7. Отчисление применяется только тогда, когда дальнейшее пребывание обучающегося в школе оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников школы, а также нормальное функционирование школы.

В том случае, если ученик неоднократно и грубо нарушил устав школы, но дальнейшее его поведение не подпадает под указанные выше основания (т. е. ученик осознал свою вину, раскаялся, и у администрации школы нет объективных причин рассматривать его в качестве потенциального нарушителя в будущем), отчисление недопустимо. Кроме того, в соответствии с вышеуказанным подп.

«г» п. 1 ст. 13 Закона РФ «Об образовании» устав школы должен детально регламентировать порядок отчисления учащихся.

Без соблюдения всех перечисленных выше требований отчисление ученика из общеобразовательного учреждения должно быть признано неправомерным. При этом виновные должностные лица могут понести предусмотренную законом ответственность.

Когда учащемуся, не освоившему по причине неуспеваемости (регулярные оставления на второй год и т. д.) программу основного общего образования (9 кл.) исполняется 18 лет, поскольку, согласно части 5 ст. 19 Закона РФ «Об образовании», предельный возраст обучающихся для получения основного общего образования в общеобразовательном учреждении по очной форме обучения — 18 лет.

Когда ученик 10-11-го класса систематически не успевает по предметам. Критерии такой неуспеваемости должны быть определены в уставе.

В уставе также должны быть предусмотрены меры ответственности (помимо отчисления) за подобное отношение к учебе.

С уважением Петров Андрей Алексеевич.

Учебный год 2021: как изменил сферу образования COVID-19 и чего ждать в следующем учебном году

Коронавирус явился своеобразным вызовом для многих социально-экономических отраслей и не обошел стороной образование.

Одним из «осложнений» COVID-19 стало разрушение привычной отлаженной системы образования и перевод учеников вузов и школ на дистанционное обучение. Перед специалистами сферы образования возник ряд критически важных задач: как сохранить на должном качественном уровне образовательный процесс и максимально снизить риски заражения для детей. Когда стало ясно, что за несколько недель решить проблему с ростом заболеваемости не удалось, пришлось столкнуться с новыми сложностями: необходимостью досрочного завершения учебного года, изменением сроков и порядка проведения ЕГЭ и ОГЭ, изменением схемы поступления в вузы и пр.

Все это привело к глобальному изменению модели российского образования в 2021 году. В марте школы и вузы в срочном режиме перешли на схему дистанционного обучения.

Учебные заведения, как и сами школьники и студенты, оказались явно не готовы к переходу на дистанционный режим работы.

Основными проблемами стали:

  • Невозможность организовать образование по отдельным предметам: непонятно, как заниматься физкультурой, ИЗО, музыкой в дистанционном режиме. У детей нет возможности работать с логопедами, психологами, посещать спортивные секции.
  • Недостаток техники. У некоторых учеников нет своего ноутбука, а нужный для учебы компьютер заняли родители для своей дистанционной работы. Ученикам приходится учиться со смартфона, что не всегда эффективно. Со стороны образовательных учреждений отмечается низкая оснащенность средствами для проведения видео- и аудиоконференций.
  • Учителям сложно обеспечить подключение к уроку всех учеников.
  • Отсутствие дистанционных платформ для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
  • Технические сбои. У ряда учеников недостаточно устойчивый интернет и качество соединения. Сами онлайн-сервисы также зачастую не выдерживали наплыва посетителей.

Переход на дистанционный режим обусловил новые требования для преподавателей: высокий уровень владения цифровыми сервисами, способность к самоорганизации, гибкость и адаптивность к новым условиям.

В крайне сжатые сроки преподаватели перешли на новый режим работы с учениками. Переход на дистанционное образование вскрыл достаточно серьезную проблему в этой сфере. Дефицит кадров в школах привел к тому, что более 40% учителей – в возрасте от 50 лет.

Статистика удручает: более 84% учителей существенно отстали от современных реалий и не владеют компьютерной грамотой. Уровень компьютерной грамотности преподавателей вузов выше, чем у школьных учителей, поэтому им относительно легко дался такой переход: сами преподаватели оценили уровень владения компьютером на 3,2 из 5 баллов. Согласно опросам ВШЭ от 2021 года, практически четверть преподавателей никогда не проводила лекции удаленно или в видеоформате.

На практике оказалось, что 40% преподавателей вузов не готовы перевести учеников на удаленный формат, а около 70% не знают, как им организовать работу в дистанционном режиме.

Трудности преподаватели испытывали и с формой подачи материалов: ведь онлайн-лекция существенно отличается от оффлайн. Во многих учебных заведениях у учителей отсутствовали материальные стимулы для работы онлайн, так как при дистанционном ведении занятий не доплачивается за нагрузку. Преподаватели жалуются, что после перехода на дистанционный формат работать им приходится гораздо больше.
Преподаватели жалуются, что после перехода на дистанционный формат работать им приходится гораздо больше.

Но, по мнению родителей, повышенная нагрузка преподавателей никак не отразилась на качестве образовательных услуг. Поток взаимных претензий в сторону родителей и учителей не иссякает:

  • Родители недовольны тем, что дистанционный формат образования для многих учителей сводится к простой отправке домашнего задания в мессенджере и ссылкам на нужные страницы в учебнике. Тогда как большую часть работы учителя – объяснять материал детям и проверять выполнение – вынуждены делать родители. Опросы показывают, что более 2/3 учителей за весь период дистанционного обучения не провели ни одного видеоурока.
  • Учителя же недовольны отсутствием контроля и должного внимания к образовательному процессу со стороны родителей. При этом они не учитывают, что многие родители просто физически не имеют возможности замещать учителей, так как загружены своей работой.

Студенты вузов так же отмечают, что «лекции» нередко сведены к монотонному зачитыванию преподавателем методички и отправки ее студентам в мессенджерах.

Студентам в дальнейшем приходится тратить немало времени на самостоятельный поиск ответов на возникающие вопросы. Сегодня можно сказать, что первый шок от перехода школ и вузов на дистанционное обучение прошел.

В Министерстве посвящения отказ от очного обучения оценили, как правильный шаг, хоть и непростой.

Пока однозначно сделать выводы, справились ли образовательные учреждения с переходом на дистанционный формат, сложно. Ведь показать, насколько хорошо удалось транслировать учебный материал удаленно, могут только экзамены. Формально переход на удаленный режим состоялся и инициаторам удалось коренным образом изменить систему образования в сжатые сроки.
Формально переход на удаленный режим состоялся и инициаторам удалось коренным образом изменить систему образования в сжатые сроки.

Сами школы и вузы в целом положительно оценивают свою работу. Что касается родителей, то подавляющее большинство считают, что учителя не справились с возложенными на них функциями, переложив основную учебную нагрузку на родительские плечи.

Показательно, что, когда было предложено законодательно закрепить дистанционное образование, как одну из форм образования (наряду с семейной и домашней), родители выступили резко против.

Аргументы противников сводятся к тому, что дистанционное образование стоит рассматривать только как вынужденную меру в условиях пандемии коронавируса, но оно негативно отражается на эмоциональном и физическом состоянии детей, ухудшает усвоение материала учениками. Удаленное обучение также неблагоприятно сказывается на психологическом климате в семье и лишает родителей возможности нормально работать.

Родителям удалось отстоять свою позицию и законодатели отказались от идеи закрепления дистанционного образования. Опросы школьников так же указывают на неудовлетворенность онлайн-обучением:

  1. 65% подчеркивают преимущества очного образования для усвоения материала.
  2. 48% детей стали больше уставать;
  3. 75% указывают на повышение объема домашних заданий;

Ученикам стало сложнее находить мотивацию к обучению и планировать свой день.

Особенно сложно с навыками самоорганизации обстоят дела у младших школьников.

Конечно, в переходе на дистанционный формат есть и определенные плюсы: у учеников появилось больше времени на изучение отдельных предметов и они могут сконцентрироваться на важных направлениях. Главное преимущество удаленного формата в текущих условиях состоит в том, что детей удалось оградить от коварного заболевания и снизить его распространение в группах риска. В марте российским вузам дали рекомендации организовать удаленную работу со студентами без очных лекций.

Переход на дистанционное образование в вузах был слишком внезапным и сложным для преподавателей. Практическая реализация дистанционного образования варьировалась в зависимости от учебного заведения: в столичных вузах, где такая модель поддерживалась и раньше, переход был более мягким.
При переходе на дистанционное обучение преподаватели столкнулись с рядом проблем:

  • Усвояемость материала студентами оставляет желать лучшего.
  • Повышенная нагрузка на преподавателей: количество вопросов в чатах от студентов существенно возросло, как и объем проверяемых проверочных работ.
  • Невозможность перевода ряда программ в онлайн: творческих классов, спортивных, лабораторных и пр.
  • Онлайн-сервисы часто не справляются с повышенной нагрузкой.
  • Сложности при преподавании физики, математики и других дисциплин, где требуется написание формул.

Но преподаватели отмечают в числе преимуществ рост посещаемости их лекций, на что указывают отмечающиеся в чате студенты. Несмотря на все сложности, связанные с организацией дистанционного обучения, данный процесс несет и другие положительные аспекты: в практику внедряются открытые онлайн-курсы, тренинги и конкурсы, у студентов появляется опыт проектной работы и пр.

К несомненным плюсам в пандемии коронавируса относится возможность получения бесплатного образования, которую открыли некоторые компании. Так, например, студентам до конца июля доступна глобальная образовательная программа Courserа, где они могут получить сертификаты о прохождении учебных курсов в лучших университетах мира.
Так, например, студентам до конца июля доступна глобальная образовательная программа Courserа, где они могут получить сертификаты о прохождении учебных курсов в лучших университетах мира. Это так же положительно сказывается на качестве образования.

По всей вероятности, преподавателям придется временно смириться со всеми сложностями удаленного обучения и прилагать усилия по совершенствованию процесса. С учетом того, что перспективы развития ситуации с коронавирусом остаются неопределенными, и многие родители побоятся на первом этапе отправлять детей на занятия в аудиторию, то дистанционный формат с большой долей вероятности сохранится. Предполагается, что на первых порах студенты смогут сами выбирать формат обучения: очный или дистанционный, и в учебном 2021/2021 году будет внедрен смешанный формат образования.

В сложившейся эпидемиологической ситуации Министерство просвещения пришло к . Но финальное слово по данному вопросу принадлежит регионам.

Именно субъекты должны оценить все риски для детей с учетом уровня заболеваемости COVID-19 и определить дату завершения учебного года. В Минпросвещения порекомендовали опираться на следующие даты при завершении учебного года:

  • Для 10 классов обучение нужно завершить до 29-30 мая.
  • Для 9 и 11 классов – до 5 июня.
  • Для учеников 1-8 класса – до 15-16 мая при условии реализации до 25 мая программ по внеурочной деятельности.

Большинство регионов решили прислушаться к рекомендациям министерства. В Минпросвещения 13 мая приняли решение об отмене в текущем году основного госэкзамена – ОГЭ – по русскому языку и математике (ранее планировался его перенос на более поздний срок).

С учетом того, что экзамен у девятиклассников проводить не планируют, итоговые оценки выставят по текущей успеваемости учеников в 2021 году. Конечно, отмена ОГЭ несет негативные последствия: у учеников пропала возможность улучшить свои оценки в четверти по результатам экзамена, но она будет не столь критична для школ. С другой стороны, теперь под вопросом механизм поступления в колледжи и техникумы и законодателям предстоит проработать временные правила для зачисления в сузы.

Минпросвещения заявило, что переноса экзамена на следующий год не будет. Ранее родители просили рассмотреть возможность такого переноса, так как ОГЭ выступает своего рода «тренировкой» к ЕГЭ. В министерстве с такими доводами не согласились и полагают, что знания учеников будут протестированы в ходе Всероссийских проверочных работ (ВПР) в следующем учебном году, и на основании результатов учителя смогут скорректировать план обучения.

Новостями о сроках проведения ЕГЭ обеспокоены более 700 тыс. школьников: именно столько планировало сдавать экзамен в текущем году.

Старт ЕГЭ в этом году был запланирован на 8 июня.

Но Минпросвещения приняло решение о переносе экзамена на неопределенный срок до улучшения эпидемиологической обстановки в стране. По неофициальным комментариям из Минпромсвещения, планируется перенести ЕГЭ на август-сентябрь. Самая ранняя дата, которую рассматривает Рособрнадзор для проведения экзамена, это 19 июня.

Выпускники-2021 из-за переноса экзамена оказались в ситуации неопределенности и могут остаться без летнего отдыха.

С одной стороны, благодаря переносу даты, у учеников появится дополнительное время на подготовку к ЕГЭ. Но, по мнению экспертов, это никак не отразится на качественных результатах экзамена: до половины школьников могут провалить тесты в текущем году.

Виной всему домашний формат подготовки и дополнительный стресс из-за предполагаемых мер санитарной защиты (возможно, ученикам предстоит сдавать экзамены в ).

Для учащихся 11 классов, которые не планируют поступать в вузы в текущем году, обязательные ЕГЭ по русскому и математике на 2021 год отменили. Оценки в аттестат им выставят на основании годовых результатов обучения. Для получения медали школьники в этом учебном году должны не только закрыть весь год на пятерки, но и окончить отлично оба полугодия.

В перспективе ученик, отказавшийся от ЕГЭ в 2021 году, может зарегистрироваться с выпускниками последующих годов и поступить в вуз. Сдавать экзамен предстоит только тем выпускникам, которые надеются на поступление. ЕГЭ будет проходить в урезанном формате: сдавать нужно будет только 2 предмета, нужных для поступления на тот или иной факультет.

Минпросвещения предполагает возможность проведения ЕГЭ и вступительных экзаменов в нынешнем году в дистанционном режиме, включая творческие испытания.

Главный праздник школьной поры, который с трепетом ожидают учащиеся 9 и 11 классов, в этом году оказался под угрозой. Очевидно, что выпускникам-2021 придется вступать во взрослую жизнь без традиционных июньских выпускных.

В Минобрнауки предложили в этом году организовать выпускные в вузах онлайн. С аналогичной инициативой выступило и Министерство просвещения в отношении школьных выпускных и последних звонков.

Но субъекты не обязаны строго соблюдать рекомендации министерств и могут разрешить проведение выпускных вечеров и последних звонков на территории субъекта, принимая во внимание все риски.

Возможно, выпускные в этом году удастся провести, но в более поздние сроки – после ЕГЭ. Такой вариант так же обсуждается.

С 1 июня традиционно открывали свои двери детские пришкольные лагеря. Уже становится понятно, что первой смены в 2021 году ожидать не приходится. Надежды остаются на открытие лагерей в июле-августе. Но решение вопроса о целесообразности их работы передали на усмотрение губернаторов. Так, в Москве и Подмосковье запретили деятельность лагерей до 31 июля, их работа в августе пока под вопросом.
Так, в Москве и Подмосковье запретили деятельность лагерей до 31 июля, их работа в августе пока под вопросом. Родителям, которые уже купили путевки в лагерь, пообещали вернуть деньги без дополнительных сложностей.

Учителя, как и многие другие категории граждан, смогут рассчитывать на автоматическое продление положенных им доплат на период распространения коронавируса.

По общим правилам, учителя должны подтверждать присвоенную им квалификационную категорию раз в 5 лет. Но в связи с распространением инфекции учителям автоматически продлят квалификацию до конца 2021 года, если она закончилась в апреле-сентябре 2021 года. Это позволит педагогам получать положенные им выплаты за категорию, которые так важны в текущих экономических условиях.

Также контролирующие инстанции пообещали отслеживать соблюдение правил начисления доплат учителям за классное руководство, чтобы не допустить снижения заработка учителей. Порядок поступления в учебные заведения пока находится в состоянии неопределенности. С учетом отмены ОГЭ схема зачисления в колледжи и техникумы непонятна.

В российские вузы планируется зачислять по результатам ЕГЭ. Его проведение отложили, но не отменили.

Среди специалистов ведутся дискуссии о вынужденной отмене ЕГЭ в текущем году, но чем его заменить в текущих условиях – пока неясно. ЕГЭ стал основным механизмом для зачисления в вузы более 11 лет назад. За последние годы он постоянно совершенствовался на предмет его прозрачности и надежности.

Экзамены в школе в качестве альтернативы будут не столь объективны, испытания в вузах лишают права учеников подать документы в несколько вузов.

Дата начала вступительной компании в вузах в 2021 году не привязана к конкретным датам. Она напрямую связана со сроками проведения ЕГЭ и окончанием экзамена. По распоряжению Минэкономразвития, раньше всего прием документов завершится в вузах с творческими испытаниями и с собственными вступительными экзаменами, например, в МГУ.

Здесь на подачу документов выпускникам дается не более 9 дней. Через 23 дня после результатов ЕГЭ вступительные испытания на бюджет завершатся в других вузах. Сначала зачисляют выпускников вне конкурса, затем – остальных.

Особенностью зачисления в вуз в 2021 году станет передача заявления на поступление в электронной форме.

Для поступления в вуз планируется использовать сервис .

Пока он работает в тестовом формате.

Оригиналы документов при поступлении не потребуются, но студенты дадут обязательство предоставить их в ближайшей перспективе (в частности, аттестат).

Студенту предстоит гарантировать передачу документов и прохождение медосмотра в течение года. С учетом закрытых границ под большим вопросом остается набор иностранных студентов в российские вузы.

В некоторых вузах и сузах уже сегодня начали подготовку к новому учебному году с учетом вероятных ограничений.

Предполагается больше внимания уделить системе профилактики вирусных заболеваний в учебных заведениях: планируется установить дополнительные системы обеззараживания воздуха и антисептической обработки рук. К минимуму будут сведены массовые мероприятия: под запретом традиционные дни открытых дверей и концерты для первокурсников.

Очевидно, что после пандемии коронавируса школьники еще не скоро вернутся к прежней привычной жизни. Отдельные ограничения будут сопровождать их обучение еще длительный период. Так, в следующем году планируется внедрить запрет на общие перемены для исключения взаимодействия между классами.

Это изменение вызвало широкий общественный резонанс, но это отнюдь не единственная предполагаемая к внедрению в учебную практику инновация. Ряд предложений по организации процесса обучения в школах в 2021/2021 годах разместил на своем сайте Роспотребнадзор. Ознакомиться с полным текстом документа можно .

Помимо изолированных перемен, Роспотребнадзор предложил внедрить следующие изменения в процесс оказания образовательных услуг:

  • Вводится запрет на массовые мероприятия: концерты, линейки и пр.
  • В школах появятся утренние фильтры с обязательным измерением температуры (предпочтение должно отдаваться бесконтактным термометрам). Детей с признаками ОРВИ в школу не пустят, а при их появлении в ходе обучения ребенка изолируют.
  • У каждого класса появится свое помещение, куда будут приходить учителя.
  • Дежурные и продленные группы отменяются.
  • Пересмотрят расписание для максимального разобщения учащихся.
  • Дополнительно усилят контроль за безопасностью приготовления пищи.
  • Установить дистанцию между учениками и учителем в 1,5 метра.
  • При занятии физкультурой приоритет будет отдаваться занятиям на улице.
  • Должны максимально сократить численность в классах.
  • На переменах будут проводиться сквозные проветривания помещения.
  • Будет введено гигиеническое воспитание.

Школы должны будут проводить дезинфекцию на переменах, а воздух в помещениях дезинфицировать специальными приборами.

Также администрации предстоит установить дозаторы с антисептиком для дезинфекции рук перед входом, в санузлах. Полезность рекомендаций не оставляет сомнений, и многие родители полагают, что ввести многие меры нужно было еще раньше, до пандемии коронавируса: это сократило бы количество болеющих ОРВИ детей. Но как реализовать на практике некоторые из рекомендаций – не вполне понятно: например, уменьшить численность классов в условиях нехватки школ или обеспечить сквозное проветривание школы на Крайнем Севере.

Отдельная группа рекомендаций посвящена процессу проведения экзаменов и аттестационных работ. Так, администрация должна обеспечить:

  • Установку кулеров с водой.
  • Измерение температуры тела всех учеников и персонала.
  • Оборудование школы средствами обеззараживания воздуха.
  • Установление в здании дозаторов с антисептиком.
  • Подготовка графика приема экзаменующихся для их максимального разобщения.
  • Проведение генеральной уборки с применением средств дезинфекции.
  • Исключение скопления детей в рекреации и обеспечение социальной дистанции от 1,5 м.

В Минобрнауки заверили, что учебный год в 2021 году начнется с 1 сентября.

Неопределенность вызывает только формат работы – дистанционный или очный.

Предполагается, что на первых порах сохранится смешанное обучение. С учетом того, что ЕГЭ могут перенести на август, вузам придется изменить дату начала учебного года и отодвинуть ее минимум до октября. Полномочия по определению даты начала учебного года планируется передать вузам или субъектам РФ.

Хорошая новость для родителей состоит в том, что плата за обучение в 2021/2021 годах останется на уровне текущего года и не будет пересмотрена.

Таким образом, переход на дистанционное обучение в вузах и школах стало вынужденной мерой в период распространения коронавирусной инфекции. Изменение привычной модели обучения вызвало немало сложностей и привело к падению качества образования.

Российская образовательная система была явно не готовой к таким кардинальным переменам.

Все участники сферы образования с нетерпением ожидают нормализации эпидемиологической обстановки и перехода к нормальному очному обучению. Эксперт в сфере права и финансовЮрист | , , , ,

Автор: ЗаконГуру Поделиться -1 1

Как отчислить из школы ученика, достигшего 18 лет, по его заявлению?

Здравствуйте, Наталия, на основании ч.ч. 1-2 ст. 61 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 1.

Образовательные отношения прекращаются в связи с отчислением обучающегося из организации, осуществляющей образовательную деятельность:1) в связи с получением образования (завершением обучения);2) досрочно по основаниям, установленным частью 2 настоящей статьи.2. Образовательные отношения могут быть прекращены досрочно в следующих случаях:1) по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, в том числе в случае перевода обучающегося для продолжения освоения образовательной программы в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность;2) по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, в случае применения к обучающемуся, достигшему возраста пятнадцати лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания, в случае невыполнения обучающимся по профессиональной образовательной программе обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана, а также в случае установления нарушения порядка приема в образовательную организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в образовательную организацию;3) по обстоятельствам, не зависящим от воли обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося и организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в случае ликвидации организации, осуществляющей образовательную деятельность.3.

Досрочное прекращение образовательных отношений по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося не влечет за собой возникновение каких-либо дополнительных, в том числе материальных, обязательств указанного обучающегося перед организацией, осуществляющей образовательную деятельность.4. Основанием для прекращения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, об отчислении обучающегося из этой организации.С уважением, Николай Хабиров

В каком случае учащегося могут отчислить из школы?

Досрочное отчисление из школы возможно только по основаниям, перечисленным в :

  1. В случае установления нарушения порядка приема в образовательную организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в образовательную организацию
  2. По инициативе школы, в случае применения к обучающемуся, достигшему возраста пятнадцати лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания
  3. По инициативе обучающегося или его родителей, например при переводе в другую школу.

учащихся, не достигших возраста 15 лет или учащихся, имеющих ограниченные возможности здоровья.

Родители и обучающийся вправе принять решение о досрочной отчислении из школы в любой момент, исходя из своих интересов. Решение об отчислении может быть только добровольным.

Никто не вправе вас принуждать или выдвигать условия для отчисления. Досрочное прекращение образовательных отношений не влечет за собой обязательств перед школой. Если учащийся получал дополнительные платные образовательные услуги — он вправе досрочно расторгнуть договор в связи с отчислением.

Школа не вправе включать в договор условия о штрафных санкциях за досрочное расторжение. Если учащийся имеет долги перед школой, например, по оплате оказанных услуг, школа не вправе отчислять за долги, либо отказывать в отчислении до момента их погашения.

Отчисление — это право родителей. Вопросы взыскания долгов школа может решить в суде. Отчисление – это одна из мер дисциплинарного взыскания.

В соответствии с п.4 применить эту меру взыскания могут за неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности (см. устав на сайте школы). Отчисление – это крайняя мера, которая применяется в исключительных случаях.

При принятии решения об отчислении администрации школы придется доказать, что она применяла все необходимые дисциплинарные меры, что нарушения были неоднократными (имеются замечания и выговоры в течение последнего года) и что педагогические меры воздействия не дают результата.

Рекомендуем прочесть:  Доплата за выслугу срока службы

Отчисление допускается, если проступки учащегося таковы, что дальнейшее его пребывание в школе может быть расценено, как оказывающее отрицательное влияние на других обучающихся, если оно нарушает права учащихся и работников школы, а также нормальное функционирование школы. Помимо этого нужно учесть мнение родителей и получить согласие на отчисление от комиссии по делам несовершеннолетних. Отчисление как мера дисциплинарного взыскания не применяется, если сроки ранее примененных к обучающемуся мер дисциплинарного взыскания истекли и (или) меры дисциплинарного взыскания сняты в установленном порядке.

Отчислить не могут вдруг за один проступок. Условие неоднократности означает, что если за последний год у учащегося не было ни замечаний, ни выговоров – отчислить его не могут.

Обучающийся, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося вправе обжаловать меры дисциплинарного взысканияи их применение к обучающемуся. Для этого нужно обратиться в Комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, решение которой является обязательным для всех участников образовательных отношений и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением. Если администрация школы нарушит требования законодательства, установленные в отношении отчисления обучающихся, то ей грозит административная ответственность в виде штрафа.

Часть 1 статьи 5.57 КоАП РФ за нарушение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций устанавливает штраф:

  1. в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб. для должностных лиц;
  2. от 100 тыс. до 200 тыс. руб. для образовательных организаций.

В этом случае школа обязана незамедлительно проинформировать об отчислении несовершеннолетнего обучающегося в качестве меры дисциплинарного взыскания орган, осуществляющий управление в сфере образования.

Орган управления в сфере образования и родители отчисленного обучающегося, обязаны в течение месяца устроить его в другую школу, с тем чтобы он могу получить общее образование.

Само по себе подозрение в нарушении устава ОУ (к числу нарушений уставом может быть отнесено и употребление жевательного табака) не может являться основанием для исключения учащегося из школы. Для исключения необходимоустановление факта нарушения устава ОУ и подтверждение этого факта, как правило, письменными документами.

Для этого необходимо провести медицинское обследование, но проведение медицинского освидетельствования без ведома родителей, без наличия информированного добровольного согласия выраженного в письменной форме является нарушением требований Закона, в том числе права на отказ от медицинского вмешательства. Если запрет на употребление алкоголя и наркотических средств на территории школы закреплен в Уставе школы, Правилах внутреннего распорядка или других локальных нормативных актах — учащийся может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

Если факт употребления алкоголя или наркотических средств будет доказан, то помимо последствий с нарушением локальных актов школы, родители ученика будут привлечены к административной ответственности. Так, за факт нахождения в состоянии опьянения несовершеннолетних до 16 лет, либо распития ими алкогольной продукции, либо потребления ими наркотических средств влечёт наложение штрафа на родителей в размере от 1 500 до 2 000 рублей.

Если в школе принят локальный акт о запрете курения — учащегося, курившего на территории школы, могут привлечь к дисциплинарной ответственности.

Отчисление – это крайняя мера, которая применяется в исключительных случаях. При принятии решения об отчислении администрации школы придется доказать, что она применяла все необходимые дисциплинарные меры, что нарушения были неоднократными (имеются замечания и выговоры в течение последнего года) и что педагогические меры воздействия не дают результата. Отчисление допускается, если проступки учащегося таковы, что дальнейшее его пребывание в школе может быть расценено, как оказывающее отрицательное влияние на других обучающихся, если оно нарушает права учащихся и работников школы, а также нормальное функционирование школы.

Помимо этого нужно получить согласие на отчисление от родителей и комиссии по делам несовершеннолетних. С учетом вышеизложенного, на практике исключение из школы за курение выглядит маловероятным. Читайте дополнительно — Законодательство не содержит оснований для отчисления из общеобразовательного учреждения по причине неудовлетворительной аттестации (итоговой, промежуточной) на каком-либо из этапов освоения общеобразовательной программы.

Двойка за четверть, полугодие, год, и за итоговую аттестацию по одному и или нескольким предметам не является основанием для отчисления из школы. Даже если администрация школы настаивает на том, что вы должны уйти, потому что получили двойку за год – такая постановка вопроса является некорректной. Остаться или перейти в другую школу, или на другую форму обучения – это только ваше решение.

В случае, если это произойдет Вы вправе обжаловать данное решение образовательного учреждения в орган управления образования или в прокуратуру. Как крайний вариант, в суд. О том как действовать в случае возникновения академической задолженности читайте в материалах Достижение 18 лет не может быть основанием для исключения из школы.

В соответствии со право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Таким образом, возрастными рамками само получение общего образования не ограничено. Согласно обучающийся вправе после достижения 18 лет прекратить получение общего образования по своему усмотрению, но это право обучающегося, а не образовательного учреждения.

4. За неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания — замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность. 5. Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся по образовательным программам дошкольного, начального общего образования, а также к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости). 6. Не допускается применение мер дисциплинарного взыскания к обучающимся во время их болезни, каникул, академического отпуска, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком.

7. При выборе меры дисциплинарного взыскания организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна учитывать тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предыдущее поведение обучающегося, его психофизическое и эмоциональное состояние, а также мнение советов обучающихся, советов родителей. 8. По решению организации, осуществляющей образовательную деятельность, за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, допускается применение отчисления несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет, из организации, осуществляющей образовательную деятельность, как меры дисциплинарного взыскания.

Отчисление несовершеннолетнего обучающегося применяется, если иные меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия не дали результата и дальнейшее его пребывание в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также нормальное функционирование организации, осуществляющей образовательную деятельность. 9. Решение об отчислении несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет и не получившего основного общего образования, как мера дисциплинарного взыскания принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Решение об отчислении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства. 10. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, незамедлительно обязана проинформировать об отчислении несовершеннолетнего обучающегося в качестве меры дисциплинарного взыскания орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования, и родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, отчисленного из организации, осуществляющей образовательную деятельность, не позднее чем в месячный срок принимают меры, обеспечивающие получение несовершеннолетним обучающимся общего образования. 11. Обучающийся, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося вправе обжаловать в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений меры дисциплинарного взыскания и их применение к обучающемуся. 12. Порядок применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

1. Образовательные отношения прекращаются в связи с отчислением обучающегося из организации, осуществляющей образовательную деятельность: 1) в связи с получением образования (завершением обучения); 2) досрочно по основаниям, установленным частью 2 настоящей статьи. 2. Образовательные отношения могут быть прекращены досрочно в следующих случаях: 1) по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, в том числе в случае перевода обучающегося для продолжения освоения образовательной программы в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность; 2) по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, в случае применения к обучающемуся, достигшему возраста пятнадцати лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания, в случае невыполнения обучающимся по профессиональной образовательной программе обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана, а также в случае установления нарушения порядка приема в образовательную организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в образовательную организацию; 3) по обстоятельствам, не зависящим от воли обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося и организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в случае ликвидации организации, осуществляющей образовательную деятельность. Дата публикации: суббота, января 18, 2014

Исключение обучающегося из общеобразовательной организации

Конституцией РФ установлена обязательность основного общего образования.

Требование обязательности основного общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста 18 лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее. Пятнадцатилетний подросток может оставить общеобразовательное учреждение до получения основного общего образования с согласия родителей (законных представителей), комиссии по делам несовершеннолетних и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования. Комиссия совместно с родителями и указанным органом местного самоуправления в месячный срок принимает меры по продолжению освоения им образовательной программы основного общего образования в иной форме и с его согласия по трудоустройству.

Образовательные отношения прекращаются при отчислении обучающегося из организации, осуществляющей образовательную деятельность:

  1. по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, в том числе в случае перевода обучающегося для продолжения освоения образовательной программы в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность;
  2. по обстоятельствам, не зависящим от воли обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося и организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в случае ликвидации организации, осуществляющей образовательную деятельность.
  3. по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, в случае применения к обучающемуся, достигшему возраста 15 лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания;
  4. досрочно:
    • по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, в том числе в случае перевода обучающегося для продолжения освоения образовательной программы в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность;
    • по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, в случае применения к обучающемуся, достигшему возраста 15 лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания;
    • по обстоятельствам, не зависящим от воли обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося и организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в случае ликвидации организации, осуществляющей образовательную деятельность.
  5. в связи с получением образования (завершением обучения);

Досрочное прекращение образовательных отношений по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося не влечет за собой возникновение каких-либо дополнительных, в том числе материальных, обязательств указанного обучающегося перед организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Если с обучающимся или родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося заключен договор об оказании платных образовательных услуг, при досрочном прекращении образовательных отношений такой договор расторгается на основании распорядительного акта организации, осуществляющей образовательную деятельность, об отчислении обучающегося из этой организации. При досрочном прекращении образовательных отношений организация, осуществляющая образовательную деятельность, в трехдневный срок выдает лицу, отчисленному из этой организации, справку об обучении.

За неисполнение или нарушение устава школы, правил внутреннего распорядка, иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к учащимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания (например, замечание, выговор). За неоднократное совершение указанных дисциплинарных проступков допускается отчисление учащегося, достигшего возраста 15 лет. Отчисление применяется, если иные меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия не дали результата и дальнейшее его пребывание в школе оказывает отрицательное влияние на других учеников, нарушает их права и права работников школы, а также нормальное функционирование школы.

Меры дисциплинарного взыскания не применяются к ученикам начальной школы. Решение об исключении обучающегося, не получившего основного общего образования, принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Решение об исключении сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и органов опеки и попечительства. Образовательное учреждение незамедлительно обязано проинформировать об отчислении орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образовании.

Этот орган, в свою очередь, вместе с родителями не позднее чем в месячный срок принимает меры, обеспечивающие получение несовершеннолетним общего образования. Родители несовершеннолетнего обучающегося вправе обжаловать в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений меры дисциплинарного взыскания и их применение к обучающемуся.

См. также:

Есть вопросы, на которые вы не смогли найти ответы по ссылкам выше? Задавайте их на или по электронной почте . Мы постараемся на них ответить.

Пользователи соцсети «ВКонтакте» могут обсудить проблемы общего образования в нашей группе . Специально для вас мы открыли обсуждение . Обсуждайте, задавайте вопросы, помогайте отвечать.

Добро пожаловать! 11 мая 2021 Мы в контакте © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года.