Главная - Другое - Дробление закупок суд подробно разобрал в чем оно заключается

Дробление закупок суд подробно разобрал в чем оно заключается


Дробление закупок суд подробно разобрал в чем оно заключается

Что такое дробление закупки по 44-ФЗ, и ограничивается ли дробление закупки законодательством?


» Новый подход в вопросе о дроблении закупокФАС опубликовала письмо № ИА/100041/19 от 14.11.2019, в котором рассказала о дроблении крупного заказа на несколько мелких. Ведомство напомнило, что для малых закупок предусмотрены ограничения только по цене контракта и годовому объему. Лимит на закупку одноименных товаров прописан в 94-ФЗ, который утратил силу.

Сейчас в законодательстве этого правила нет.Поэтому ведомство считает, что само по себе неоднократное приобретение одноименных товаров, работ, услуг у единственного поставщика с соблюдением требований, установленных п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, не нарушает требования контрактного законодательства.

Например, заключение трех договоров от 25.10.2019 на поставку бумаги формата A4 с единственным поставщиком на сумму 290 000 рублей каждый.

Главное, чтобы такие действия не были результатом антиконкурентного соглашения. В ст. 16 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 о защите конкуренции указано, какие действия ведут к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и расцениваются как антиконкурентное соглашение.Максимальный срок оплаты поставленных товаров по договору с участием только субъектов МСП, составляет не более 15 рабочих дней со дня подписания заказчиком документа о приемке поставленного товара.Со 2 января 2021 года при нарушении сроков оплаты по договору, заключенному с субъектом МСП, или по его отдельному этапу на заказчиков распространяется административная ответственность в виде штрафов.Федеральный закон от 22.12.2021 № 453-ФЗ внес изменения в КоАП и таким образом установил денежные санкции: для должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 руб., а для юрлиц — от 50 000 до 100 000 руб.Собрали их в таблицу.решение Ставропольского краевого суда от 23.05.2018 по делу № 7-339/2018решение Владимирского областного суда от 02.03.2018 по делу № 11-39/2018решение Смоленского областного суда от 18.06.2017 по делу № 21-236/2017решение Верховного Суда Республики Алтай от 05.06.2014 по делу № 21-35/2014Несмотря на разъяснения ФАС, рекомендуем дробить закупку осознанно. Если закупаете однородные и идентичные позиции за короткий промежуток времени прямыми контрактами, а не в форме конкурентной процедуры, суды и контрольные органы по-прежнему воспринимают такие действия как искусственное дробление закупки.ФАС отметила, что однозначно ответственность за искусственное дробление закупок по 44-ФЗ грозит, если проведете несколько малых закупок для выполнения строительных работ по одной проектной документации или по одному разделу такой документации.

В этом случае действия заказчика не соответствуют требованиям 44-ФЗ и квалифицируются как нарушение 135-ФЗ.Заказчик дробит закупку, когда умышленно разбивает один крупный заказ на несколько мелких – заключает несколько контрактов в рамках малых закупок.Например, заказчик подписывает несколько контрактов до 100 000 руб. с одним и тем же поставщиком. Общая стоимость контрактов превышает 100 000 руб.

При этом учреждение заранее знает потребность в продукции и нет препятствий к тому, чтобы провести конкурентную процедуру и заключить один контракт.В тексте Закона № 44-ФЗ нет термина «дробление закупки». Также законодатель не установил прямой запрет заключать несколько контрактов до 100 000 и до 400 000 руб. с одним и тем же поставщиком.

Главное – учесть лимиты. При этом контрактная система работает на принципах эффективных и экономичных закупок. Заказчики, которые искусственно дробят закупки, не всегда соблюдают упомянутые принципы.Признаки дробления закупок:

  • Рынок товаров, работ, услуг не закрыт и не ограничен
  • Несколько контрактов заключили с одним и тем же поставщиком
  • Несколько контрактов заключили в один и тот же день либо с небольшим промежутком времени
  • Объекты закупок – товары, работы и услуги, которые функционально или технически дополняют друг друга
  • Объекты закупки – одноименные товары, работы или услуги

Позиция судовРешения судов по делам о дроблении закупок разнообразны.

Если при рассмотрении дела судья находит признаки дробления закупки, наказания не избежать.

Так, министерство заключило восемь контрактов на поставку спортинвентаря для стадиона школы.

Отдельными контрактами закупили футбольные ворота, баскетбольные щиты и стойки, волейбольный комплект, комплект хоккейных ворот, сетчатые ограждения хоккейной коробки, стойки крепления шайбоуловителя хоккейной коробки. Общая стоимость контрактов составила 762 400 руб. Все восемь сделок заключили в один день.Прокуратура посчитала действия заказчика нарушением и обратилась в УФАС.
Все восемь сделок заключили в один день.Прокуратура посчитала действия заказчика нарушением и обратилась в УФАС.

Контролеры решили, что заказчик нарушил статью 16 Закона № 135-ФЗ. Дело дошло до суда. Судьи согласились с прокуратурой и антимонопольной службой.Судьи пояснили: в пункте 4 части 1 статьи 93 нет ограничений по количеству контрактов, однако норма предусматривает возможность провести малую закупку, когда конкурентная процедура нецелесообразна, поскольку организационные затраты не отвечают стоимости закупки.

Искусственное дробление единой закупки на множество мелких до 100 000 руб. с целью избежать публичных процедур не отвечает целям малых закупок.Предметом всех контрактов была поставка различного вида спортивного оборудования для одного стадиона.

У поставленных по контрактам товаров идентичные признаки по эксплуатационному назначению – оборудование предназначено для спортивных игр. Фактически все контракты образуют единую сделку.Суды установили, что на момент подписания контрактов у министерства была необходимость в поставке спортинвентаря на общую сумму 762 400 руб. Препятствий к тому, чтобы своевременно провести конкурентную процедуру, суды не выявили.

У заказчика было достаточно времени на закупку. Лимиты довели 17 июля, а оборудование требовалось к началу учебного года, то есть к 1 сентября.

Рынок услуг по поставке спортивного оборудования на территории заказчика и других субъектов не закрыт и не ограничен. Из-за закупки у едпоставщика бюджетные деньги потратили неэффективно (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17.04.2018 № Ф01-1056/2018).Подобное дело рассмотрел и Верховный суд республики Марий Эл. В течение двух дней заказчик заключил два контракта до 100 000 руб.

на капитальный ремонт котла котельной школы.

Суды решили, что предмет и цель контрактов тождественны (дело от 15.01.2018 № 7р-19/2018).Другие примеры дробления закупок: решение Пермского краевого суда от 23.10.2017 по делу № 7-2041-2017(21-1283/2017), постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17.04.2018 по делу № А38-7831/2017.Однако есть вероятность, что суды встанут на сторону заказчика и отменят решение ФАС взыскать штраф. Например, когда предмет контракта совпадает, но по условиям сделки работы, услуги или товары отличаются.Пример 1.

Заказчик заключил несколько контрактов с одним и тем же физлицом на закупку юридических услуг. Конкурентные процедуры не проводили, все контракты заключили в рамках закупки с едпоставщиком. Суды решили, что заказчик действовал правомерно.Судьи установили, что заказчик заключил три контракта с одним и тем же исполнителем: Дата контракта Услуги по контракту Цена контракта 17.05.2016 1.

Составить и подать отзыв на исковые требования в суд первой инстанции.2.

При необходимости подготовить дополнительные письменные пояснения.3. Подготовить ходатайство по процессуальным вопросам.4. Представлять интересы заказчика в арбитражном суде первой инстанции – участвовать в судебных заседаниях 99 820 руб.

11.01.2017 1. При необходимости подготовить письменные возражения на апелляционную жалобу.2.

Подготовить ходатайство по процессуальным вопросам.3. Представлять интересы заказчика в арбитражном суде второй инстанции – участвовать в судебных заседаниях 34 500 руб.

17.01.2017 1. Составить и подать заявления о взыскании судебных расходов.2.

При необходимости подготовить дополнительные письменные пояснения.3.

Подготовить необходимые ходатайства по процессуальным вопросам.4. Представлять интересы заказчика в арбитражном суде первой инстанции – участвовать в судебных заседаниях 12 000 руб.Суды решили, что несколько контрактов на юридические услуги с одним и тем же юристом не противоречат Закону № 44-ФЗ. Услуги не обладают признаками идентичности, поскольку предметы сделок различны – юрист представляет интересы заказчика в разных инстанциях.
Услуги не обладают признаками идентичности, поскольку предметы сделок различны – юрист представляет интересы заказчика в разных инстанциях.

Также суды приняли во внимание, что несколько сделок вызваны действиями истца, который оспаривал решение суда первой инстанции. При заключении первого договора на юридические услуги от 17.05.2016 ответчик не мог знать о том, что истец подаст апелляционную жалобу на решение суда. Договоры ответчик заключал по мере возникновения необходимости, что отвечает принципам разумного и добросовестного поведения (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10.04.2018 № Ф09-1208/18).Как снизить размер штрафаЕсть шанс, что судья снизит сумму штрафа либо признает нарушение малозначительным.

Возможность освободить нарушителя от административной ответственности при малозначительности прописана в статье 2.9 КоАП.Так, Глава администрации заключила с едпоставщиком четыре контракта на поставку малых форм. Сумма каждой сделки не превышала 100 000 руб., общая сумма контрактов составила 383 350 руб. УФАС и суды решили, что заказчик нарушил закон, и назначили штраф по части 1 статьи 7.29 КоАП.Глава администрации подала жалобу в суд с просьбой отменить наказание.

Постановление не отменили, но правонарушение признали малозначительным. Судья решил, учитывая характер действия, незначительный размер вреда и отсутствие тяжких последствий, что заказчик не нарушил охраняемые общественные отношения (решение Ленинградского областного суда от 30.01.2018 № 7-73/2018 – обжалование).При рассмотрении дел судьи также учитывают смягчающие и отягчающие обстоятельства.Например, заказчик заключил семь контрактов с едпоставщиком на одни и те же работы за счет бюджетных денег. УФАС и суды решили, что по существу контракты образуют единую закупку, которую искусственно раздробили на несколько.

Заказчику выписали штраф по части 2 статьи 7.29 – 50 000 руб.Начальник управления, которому назначили штраф, подал жалобу в суд с просьбой отменить наказание. Постановление не отменили, малозначительным нарушение не признали, но сумму штрафа снизили до 25 000 руб.Судья учел смягчающие и отягчающие обстоятельства, когда принимал решение. Смягчило приговор то, что у ответственного на иждивении четверо детей и сложное имущественное положение.

Однако суд также учел, что начальника управления привлекли к административной ответственности повторно за такое же нарушение. Поэтому штраф не отменили, а снизили в два раза.

Право учесть смягчающие и отягчающие обстоятельства прописано в части 2 статьи 4.2 КоАП, пункте 2 части 1 статьи 4.3 КоАП (решение Псковского областного суда от 15.01.2018 по делу № 21-2/2018(21-301/17;)).Еще два примера, когда суд снизил размер штрафа, – в решении Рыбинского городского суда Ярославской области от 15.09.2017 № 12-294/2017, решении Красноперекопского районного суда г. Ярославля Ярославской области от 01.04.2016 № 12-45/2016.

Ни 44-ФЗ, ни 223-ФЗ не содержат понятия «дробление закупки».

Заказчик выбирает способ определения победителя: как конкурентный (аукционы, конкурсы, запросы котировок в электронной форме и т. д.), так и неконкурентный (договор с единственным поставщиком).Проведение торгов не всегда является более эффективным и результативным способом заказа, по сравнению с единственным поставщиком. Налицо сокращение временных издержек (для электронного конкурса, аукциона публикация извещения — 7-20 дней, мораторий на срок заключения контракта, к примеру, не раньше 10 дней от даты определения победителя), уверенность в наличии претендента (есть торги, при проведении которых не подают ни одной заявки) и др.Все случаи договора с единственным поставщиком отражены в ст.

93 закона о контрактной системе, и наиболее часто используемый способ — заключение контракта на сумму, не превышающую 300 000 руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93, для отдельных видов образовательных, культурных организаций — по п. 5 ч. 1 ст. 93 — до 600 000 рублей).

По 223-ФЗ, случаи договора с единственным поставщиком жестко не регламентированы и указываются в положении о закупке.Заказчик приходит к выводу о целесообразности разбить крупную закупку на мелкие и заключить отдельные договоры с поставщиком по одному объекту, что и означает под собой дробление.Контролирующие инстанции выявляют дробление закупок при их соответствии таким признакам, как:

  • Один и тот же поставщик фигурировал в нескольких контрактах.
  • Наличие одинакового объекта госконтракта в нескольких небольших договорах.
  • Небольшой промежуток времени между этими контрактами. В частности, если несколько госконтрактов подписываются в один день или в течение месяца.

Сочетание нескольких указанных признаков указывает на то, что заказчик намеренно уходит от закупки через аукцион или конкурс.

Но если заказчик сможет доказать, что он уходит от крупных закупок по объективным обстоятельствам, то он сможет избежать ответственности.Например, если у заказчика отсутствуют складские помещения для хранения крупной партии товара, или проведение закупки конкурентным способом серьезно бы увеличило затраты заказчика на ее организацию и увеличило расходы бюджета.Выделим такие причины и факторы разукрупнения госзаказов:

  • Наличие выгоды так называемых «откатов» за предоставление государственного или муниципального заказа конкретному претенденту. К примеру, поставка медицинской техники на сумму 500 000 руб. Заказчик не проводит аукцион, а отдает реализацию этого государственного контракта конкретному лицу путем заключения пяти договоров на сумму не более 100 000 рублей, получая определенное вознаграждение от лица исполнителя.
  • Нежелание составлять полный пакет документов по конкурентной процедуре: единственный поставщик не требует публикации извещения и документации. К примеру, проведение ремонтных работ в медицинской организации на сумму 200 000 руб. Проще заключить два контракта на сумму не более 100 000 рублей, чем составлять и публиковать в Единой информационной системе документацию, содержащую проектно-сметные материалы.
  • Необходимость ускоренной поставки товара, выполнения работ. Как это нередко бывает, просто «горят сроки» и к определенной дате требуется конкретный результат. К примеру, поставка новогодних подарков для нужд образовательной организации на сумму 500 000 руб. Никак не позднее 31.12 ученики должны получить подарки, и заказчик, не организовавший заранее процедуру аукциона, решает заключить два договора на сумму не более 400 000 руб. каждый в целях успешного проведения новогоднего праздника.

Преимущества заключения контрактов напрямую очевидны. Их несколько:

  1. можно заключить контракты с удобным поставщиком.
  2. не нужно готовить закупочные документы, что существенно экономит время и снижает трудозатраты при подготовке к заключению контракта;
  3. не нужно выжидать положенные по процедуре сроки;

Например, заказчику требуются какие-то товары для обеспечения работы офиса — бытовая химия, канцелярские принадлежности и так далее.

Если он будет проводить аукцион, то нужно будет подготовить документацию, обосновать начальную цену, рассчитать сроки, когда процедура может быть проведена, а после заключения контракта отчитаться об этом. То есть процедура предстоит довольно серьезная и длительная.

В противовес этому заключение контракта с единственным поставщиком не требует всего перечисленного выше.

Даже обосновывать цену придется лишь том случае, если у проверяющих возникнут вопросы.Регистрация в ЕРУЗ ЕИС С 1 января 2021 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:Заказать регистрацию в ЕИСК тому же потребность в товарах, как правило, часто возникает не сразу. Так почему бы заказчику не приобретать их по мере надобности? Те же канцелярские принадлежности он может закупать ежемесячно, а не запасаться ими сразу на весь год.

Закон 44-ФЗ не содержит формального запрета на такой подход.

То есть заказчик может заключить несколько контрактов с одним и тем же поставщиком на схожий объект закупки. Но это должно быть обосновано.Надо отметить, что нередко заказчики прибегают к искусственному разделению одного контракта на несколько мелких, чтобы упростить себе жизнь. Это считается злоупотреблением, ведь закон о госзакупках ставит во главу угла конкуренцию и экономию.

Весьма вероятно, что при приобретении крупной партии товара путем аукциона или конкурса вместо заключения нескольких мелких контрактов с одним поставщиком заказчик мог бы получить более выгодные цены. Поэтому у проверяющих могут возникнуть претензии.Не стоит думать, что дробление единой закупки на группу однородных, сумма по каждой из которых не превышает предельного значения, установленного отдельными нормами закона, не влечет за собой привлечение к ответственности. Учитывайте нормы:

  • Закон о защите конкуренции, ст. 15 закона № 135 от 26.07.2006. Необходимо соблюдать принцип обеспечения конкуренции, не допускается необоснованное сокращение числа участников.
  • Гражданское законодательство, ст. 170 Гражданского кодекса. Дробление подразумевает создание притворных сделок, которые совершаются с целью прикрытия единого крупного заказа. По ч. 2 ст. 170 ГК, притворные сделки являются ничтожными (недействительными).
  • Бюджетное законодательство, ст. 34 Бюджетного кодекса. Дробление признается контролирующими органами как нарушение принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств.

Ответственность за нарушение при выборе способа определения поставщика по ч.

2 ст. 7.29 КоАП влечет наложение административного штрафа в размере 50 000 рублей, недопущение конкуренции, по 14.32 КоАП, — аналогичный размер штрафа или дисквалификацию. Ответственность за дробление закупок по 223-ФЗ грозит за действия, которые ограничивают конкуренцию. В ч. 1 ст. 3 223-ФЗ указано, что необходимо руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам.Черданцева ТатьянаС большой долей вероятности подозрение вызовут закупки малого объема, которые имеют такие признакам:

  1. между датами их заключения прошло непродолжительное время;
  2. все контракты предполагают поставку одного и того же объекта закупки.
  3. контракты заключены с одним поставщиком;

Однако даже если все условия выполняются, это не значит, что дробление было искусственным.

Возможно, на это у заказчика были весомые причины. Главное — грамотно пояснить проверяющим, почему было заключено несколько контрактов. В качестве обоснования можно сослаться, например, на отсутствие подходящих помещений для хранения большой партии товара.

В особенности если ему требуются определенные условия — температура воздуха, влажность и так далее.

Поэтому заказчик решил приобретать товар по мере возникновения потребности и тут же его использовать.С 1 апреля 2021 года в реестр договоров включается информация о стране происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором.

То есть при формировании документации о проведении закупки у участника закупки нужно требовать указание сведений о стране происхождения товара.С 2021 года Постановление Правительства РФ от 07.11.2021 № 1799 внесло поправку о том, что в реестр договоров необходимо включать больше информации, а именно о цене единицы товара, работы и услуги.Также есть изменение в порядке внесения в реестр информации об исполнении договора — ее нужно указывать регулярно, в течение 10 дней со дня приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги и оплаты договора.Для тендеров на строительные работы Постановление Правительства РФ от 07.11.2021 № 1799 ввело правило о необходимости передавать данные о товарах, которые заказчик принимает к бухучету.
То есть при формировании документации о проведении закупки у участника закупки нужно требовать указание сведений о стране происхождения товара.С 2021 года Постановление Правительства РФ от 07.11.2021 № 1799 внесло поправку о том, что в реестр договоров необходимо включать больше информации, а именно о цене единицы товара, работы и услуги.Также есть изменение в порядке внесения в реестр информации об исполнении договора — ее нужно указывать регулярно, в течение 10 дней со дня приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги и оплаты договора.Для тендеров на строительные работы Постановление Правительства РФ от 07.11.2021 № 1799 ввело правило о необходимости передавать данные о товарах, которые заказчик принимает к бухучету.

Получите практические знания для работы с госзакупками на курсе «Заказчик по № 223-ФЗ». Узнать подробности и зарегистрироваться → Татьяна Богатырева Автор медиапортала Русской Школы Управления( 2 оценки, среднее 4 из 5 )Понравилась статья?

Поделиться с друзьями: Поиск: © 2021 Работа

Дробление или мелкие закупки?

Важное 04 августа 2021 г.

10:41 Автор: Гусев М. Г., эксперт информационно-справочной системы «» Как отличить дробление крупной закупки от нескольких мелких закупок у единственного поставщика? Виноват ли поставщик в нарушении антимонопольного законодательства в случае выявления дробления крупной закупки?

Чтобы установить факт дробления предмета контрактов, необходимо проанализировать, соблюдаются ли одновременно следующие условия: 1) предмет договоров (контрактов) предполагает поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся однородными или идентичными; 2) поставка таких товаров, выполнение работ либо оказание услуг направлены на удовлетворение единой нужды заказчика; 3) такие договоры (контракты) заключены заказчиком с одним лицом. Для определения первого признака дробления закупки необходимо проанализировать, являются ли товары, подлежащие поставке в рамках заключенных контрактов, идентичными или однородными.

К сведению: идентичность и однородность ТРУ определяетсяв соответствии с методическими рекомендациями (п. 17 ст. 22 Закона о контрактной системе).

Согласно п. 3.5 Методических рекомендаций, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 № 567, идентичными признаются ТРУ, обладающие одинаковыми характерными для них основными признаками (качественными характеристиками), в том числе реализуемые с использованием одинаковых методик, технологий, подходов, выполняемые (оказываемые) подрядчиками, исполнителями с сопоставимой квалификацией.

Рассмотрим в качестве примера Решение Красноярского УФАС от 16.10.2019 по делу № 024/01/11-415/2019.

Между детским садом и индивидуальным предпринимателем было заключено три муниципальных контракта от 02.07.2018 на оказание услуг по поставке продуктов питания в течение срока, установленного конкретным контрактом. 01.10.2018 и 09.01.2019 те же участники заключили еще по три муниципальных контракта на оказание услуг по поставке продуктов питания в течение срока, установленного конкретным контрактом.

Заказчик пояснил, что девять указанных контрактов заключены в соответствии с требованиями п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, согласно которому закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться в случае закупки ТРУ государственной или муниципальной образовательной организацией, на сумму, не превышающую 400 тыс. руб. Все контракты были заключены на сумму до 400 тыс.

руб. Общая сумма контрактов составила 2 543 354 руб. 66 коп. Да, распространяется.

Согласно ст. 4 Закона о защите конкуренции конкуренция представляет собой соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Закон о защите конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции и в которых участвуют российские юридические лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (ч.

1 ст. 3 Закона о защите конкуренции). Таким образом, требования Закона о защите конкуренции применимы к закупкам, проводимым в рамках Закона о контрактной системе, Закона № 223-ФЗ. Пунктом 3 ч. 4 ст. 11 Закона о защите конкуренции запрещены соглашения между хозяйствующими субъектами, приводящие или способные привести к ограничению конкуренции.

Детский сад признан хозяйствующим субъектом, поскольку в соответствии с п. 5 ст. 4 Закона о защите конкуренции одним из признаков хозяйствующего субъекта является осуществление деятельности, приносящей доход.

В гражданском законодательстве отсутствует легальное определение понятия «доход», поэтому ФАС считает доходом любую экономическую выгоду в денежной или натуральной форме (если таковая поддается экономической оценке), получаемую лицом. Например, лимиты, доведенные до учреждения в рамках исполнения бюджетной сметы или муниципального задания, при реализации которых учреждение выступает в качестве хозяйствующего субъекта, действующего на соответствующем товарном рынке.

Один из принципов контрактной системы в сфере закупок – обеспечение конкуренции (ст. 6 Закона о контрактной системе).

Также в ст. 8 Закона о контрактной системе закреплен принцип обеспечения конкуренции, заключающийся в следующем: контрактная система направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Поэтому в силу ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики должны использовать конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществлять закупки у единственного поставщика.

Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями гл. 3 того же закона. Заказчик не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки (ч. 5 ст. 24 Закона о контрактной системе).

Закупка у единственного поставщика не относится к конкурентным способам закупки, а значит, производится исключительно в случаях, предусмотренных ст.

93 Закона о контрактной системе.

Закупка государственной или муниципальной образовательной организацией на сумму, не превышающую 400 тыс. руб., отнесена к таким случаям.

ФАС обратила внимание на то, что законодательство о контрактной системе не содержит ограничений в количестве закупок, которые заказчик вправе осуществить у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании п.

5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, в том числе в случаях, когда предметом контрактов является приобретение одних и тех же ТРУ.

Вместе с тем закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании ст. 93 Закона о контрактной системе носит исключительный характер. Часть 2 ст. 8 Закона о контрактной системе устанавливает запрет на совершение участниками закупки любых действий, которые приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (данная правовая позиция отражена в том числе в письмах Минэкономразвития РФ от 06.12.2016 № Д28и-3204, от 14.07.2016 № Д28и-1805).

Часть 2 ст. 8 Закона о контрактной системе устанавливает запрет на совершение участниками закупки любых действий, которые приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (данная правовая позиция отражена в том числе в письмах Минэкономразвития РФ от 06.12.2016 № Д28и-3204, от 14.07.2016 № Д28и-1805). Заключение посредством проведения закупки у единственного поставщика ряда связанных между собой контрактов, фактически образующих единую сделку, искусственно раздробленную для формального соблюдения специальных ограничений в обход норм Закона о контрактной системе, противоречило его целям и открывало возможность для приобретения хозяйствующими субъектами незаконных имущественных выгод.

Аналогичную правовую позицию отражают ряд решений арбитражных судов РФ (например, решения Арбитражного суда Красноярского края по делу А33-13046/2018, по делу А33-6166/2018, от 02.10.2017 № А33-10038/2017, постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 23.07.2018 по делу № А33-31305/2017, АС УО от 26.08.2016 № Ф09-8787/16 по делу № А34-6943/2015, Третьего арбитражного апелляционного суда от 07.11.2016 № 03АП-6465/16, Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2016 № 04АП-3241/16), а также ФАС (Решение от 04.09.2018 № СП/70624/18 по жалобе на Решение Татарстанского УФАС от 17.04.2018 по делу № 06-2/2018).

Итак, проанализировав девять контрактов, антимонопольная служба установила, что предметом всех договоров является оказание услуг по поставке продуктов питания, то есть по характеру услуги идентичны.

Все контракты направлены на достижение единой цели – реализация уставных задач по поставке продуктов питания для нужд детского сада, приобретателем по ним является одно и то же лицо – указанный детский сад, имеющее единый интерес. Помимо идентичного предмета, контракты содержат условия об одинаковом порядке расчета (безналичный). Таким образом, образовывается единая сделка, оформленная рядом самостоятельных государственных контрактов без проведения публичных процедур, что является существенным нарушением законодательства о контрактной системе, поскольку препятствует развитию добросовестной конкуренции, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, лишая последних возможности заключить контракт на оказание услуг, предусмотренных в вышеназванных контрактах.

Индивидуальный предприниматель пояснила ФАС, что к ней обратился директор детского сада с просьбой предоставить цены на товары. После анализа предоставленных цен учреждение предложило заключить муниципальные контракты на поставку продуктов питания. Таким образом, инициатива заключения указанных контрактов полностью исходила от другой стороны контракта.

Это было выгодное предложение, которое ИП, конечно, приняла, поскольку целью ее работы является получение прибыли, соответственно в ее действиях отсутствует состав нарушения. Однако антимонопольная служба посчитала, что закон нарушен обеими сторонами договора.

В силу ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Таким образом, обязанность проверять соответствие положений контракта и правовых оснований для его заключения действующему законодательству, в том числе Закону о защите конкуренции и Закону о контрактной системе, возложена на обе стороны договора. В соответствии с ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Как следует из ГК РФ, договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.

Рекомендуем прочесть:  Клизма для наказания

Мы видим, что нормы ГК РФ закрепляют принцип свободы договора.

Однако этот принцип предполагает добросовестность действий контрагентов, разумность и справедливость условий договора.

Свобода договора не означает, что при его заключении стороны могут действовать и осуществлять свои права без учета прав других лиц, а также ограничений, установленных ГК РФ и другими законами. Вывод ФАС согласуется и с конституционным принципом недопустимости осуществления своих прав в ущерб правам и законным интересам других лиц (ч.

3 ст. 17 Конституции РФ). В свою очередь, заключение договора, являющегося выражением воли сторон обо всех существенных условиях, в том числе противоречащих законодательству, свидетельствует о наличии признаков антиконкурентного соглашения.

К тому же доказательств принятия ИП всех зависящих от нее мер по соблюдению процедуры заключения муниципального контракта представлено не было.

Сама возможность заключения соглашения между хозяйствующими субъектами, если оно приводит или может привести к ограничению конкуренции, рассматривается законодателем как общественно опасное деяние, имеющее квалифицирующее значение для констатации факта нарушения антимонопольного законодательства.

Наличие или угроза наступления негативных последствий в результате заключения такого соглашения презюмируется и не требует отдельного доказывания. ИП была обязана как профессиональный участник гражданского оборота (предприниматель) предвидеть возможные последствия, в том числе негативные, своих действий. Таким образом, нарушение законодательства в рассматриваемом случае совершено обеими сторонами контракта, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена КоАП РФ.

Материалы по делу были переданы в прокуратуру для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении виновного должностного лица учреждения и ИП дел об административных правонарушениях.

Дробление закупок: когда можно, а когда запрещено

  1. 44-ФЗ, Закупки у единственного поставщика, Конкурс, Нарушения в закупках, ФАС
  2. On 07.07.2018
  3. 0 Комментарии

Содержание

  1. Риски для поставщика
    • Случаи из практики судов
  2. Ответственность
  3. Зачем заказчики дробят закупки
  4. Случаи из практики судов
  5. Как контролеры делают вывод о дроблении

Дроблением закупки называют искусственное разделение одного контракта на несколько более дешевых таким образом, чтобы их можно было заключить без конкурентной процедуры.

Например, вместо одного контракта стоимостью 600 тыс. рублей заказчик решает заключить 6 контрактов по 100 тыс.

Каждый из контрактов укладывается в рамки малой закупки и заключается напрямую с поставщиком. Зачем заказчики дробят закупки Преимущества заключения контрактов напрямую очевидны.

Их несколько:

  1. не нужно выжидать положенные по процедуре сроки;
  2. можно заключить контракты с удобным поставщиком.
  3. не нужно готовить закупочные документы, что существенно экономит время и снижает трудозатраты при подготовке к заключению контракта;

Например, заказчику требуются какие-то товары для обеспечения работы офиса — бытовая химия, канцелярские принадлежности и так далее.

Если он будет проводить аукцион, то нужно будет подготовить документацию, обосновать начальную цену, рассчитать сроки, когда процедура может быть проведена, а после заключения контракта отчитаться об этом. То есть процедура предстоит довольно серьезная и длительная.

В противовес этому заключение контракта с единственным поставщиком не требует всего перечисленного выше. Даже обосновывать цену придется лишь том случае, если у проверяющих возникнут вопросы.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС С 1 января 2021 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС: Заказать регистрацию в ЕИС К тому же потребность в товарах, как правило, часто возникает не сразу.

Так почему бы заказчику не приобретать их по мере надобности? Те же канцелярские принадлежности он может закупать ежемесячно, а не запасаться ими сразу на весь год. Закон 44-ФЗ не содержит формального запрета на такой подход. То есть заказчик может заключить несколько контрактов с одним и тем же поставщиком на схожий объект закупки.
То есть заказчик может заключить несколько контрактов с одним и тем же поставщиком на схожий объект закупки.

Но это должно быть обосновано. Надо отметить, что нередко заказчики прибегают к искусственному разделению одного контракта на несколько мелких, чтобы упростить себе жизнь. Это считается злоупотреблением, ведь закон о госзакупках ставит во главу угла конкуренцию и экономию.

Весьма вероятно, что при приобретении крупной партии товара путем аукциона или конкурса вместо заключения нескольких мелких контрактов с одним поставщиком заказчик мог бы получить более выгодные цены. Поэтому у проверяющих могут возникнуть претензии. Как контролеры делают вывод о дроблении С большой долей вероятности подозрение вызовут закупки малого объема, которые имеют такие признакам:

  1. контракты заключены с одним поставщиком;
  2. между датами их заключения прошло непродолжительное время;
  3. все контракты предполагают поставку одного и того же объекта закупки.

Однако даже если все условия выполняются, это не значит, что дробление было искусственным.

Возможно, на это у заказчика были весомые причины. Главное — грамотно пояснить проверяющим, почему было заключено несколько контрактов. В качестве обоснования можно сослаться, например, на отсутствие подходящих помещений для хранения большой партии товара.

В особенности если ему требуются определенные условия — температура воздуха, влажность и так далее.

Поэтому заказчик решил приобретать товар по мере возникновения потребности и тут же его использовать. Ответственность Если все же проверяющие решат, что заказчик неправомерно раздробил закупку и ушел таким образом от конкурентной процедуры, не избежать ответственности. Причем это не только штраф в рамках КоАП РФ за неправильный выбор способа определения поставщика.

Виновное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности. Например, контрактный управляющий вместо проведения аукциона решил разделить большой контракт на мелкие и заключил их с одним поставщиком. Контролеры могут заподозрить, что этот специалист имел личную заинтересованность в том, чтобы заключить контракты с конкретным исполнителем.

Такое преступление может быть квалифицировано как злоупотребление в сфере закупок или превышение должностных полномочий.

В одном из прошлых материалов мы подробно рассказали о мерах уголовной ответственности за нарушения в сфере госзаказа. Рекомендуем ее прочитать очень внимательно. Здесь лишь упомянем, что в зависимости от тяжести преступления нарушителю грозит крупный денежный штраф, исправительные работы или лишение свободы.

Также виновное лицо может быть лишено права занимать определенные должности. Риски для поставщика Если речь о сговоре и подкупе представителя заказчика, то не избежит ответственности и поставщик.

Виновное лицо будет привлечено к уголовной ответственности и также рискует получить немалый срок. Но даже если поставщик не замешан в сговоре с заказчиком, дробление закупки для него все же несет риск.

Заключается он в том, что исполнителю могут попросту не заплатить.

Ряд мелких одноплановых закупок привлечет внимание контролирующего органа, последует проверка, в результате которой действия заказчика могут быть признаны неправомерными.

Это придет к тому, что заключенные контракты могут быть признаны недействительными, и выплаты по ним произведены не будут.

Случаи из практики судов Как наивысшая подтверждается судебной практикой.

Есть определение Верховного суда от 7 ноября 2017 года № 308-ЭС17-15 799. В котором УЗИ признают ничтожными контракты, заражен заключенные с нарушениями закона 44-ФЗ. Суть в следующем. Орган муниципальной власти заключил несколько контрактов с единственным поставщиком на выполнение проектных работ.

Поскольку поставщик не получил оплату в срок, то вынужден был подать иск.

Суд первой инстанции обязал муниципалитет оплатить проделанную работу, однако заказчик с этим не согласился. Дело пошло в вышестоящие инстанции. В итоге судьи пришли к выводу, что заказчик неправомерно раздробил закупку, и контракты были признаны недействительными.

В итоге исполнитель работу проделал, но остался без оплаты. Дополнительно рекомендуем прочитать статью, в конце которого приведен пример из практики ФАС, когда закупку признали раздробленной. 3 Заявка Хотите найти больше тендеров?

Заполняйте заявку на бесплатный доступ к сервису Контур.Закупки: Последние новости

  1. Реестр квалифицированных подрядных организаций 30.04.2021
  2. Как избежать внесения в РНП, если не подписать контракт в срок 18.03.2021
  3. Работа в ЕАТ Березка становится удобней 02.02.2021
  4. Банковская гарантия на обеспечение заявки: необходимые сведения 27.12.2021
  5. Госзакупки 2021: изменения и дополнения в нормативной базе 11.03.2021
  6. Порядок рассмотрения заявки в закупке строительных работ 28.12.2021
  7. В какой закупке стоит принимать участие? 06.05.2021
  8. Гособоронзаказ: необходимая информация для участника 24.12.2021
  9. Что делать, если закупка по 44-ФЗ не состоялась 25.03.2021
  10. Реестр единственных поставщиков: кто ведёт и как в него попасть 08.02.2021
  11. Ошибки, из-за которых могут отклонить заявку 22.01.2021
  12. 10 советов, которые помогут избежать реестра недобросовестных поставщиков 08.04.2021
  13. Наиболее популярные случаи мошенничества в закупках 223-ФЗ 28.01.2021
  14. Инструкция и правила проведения закрытого конкурса по 44-ФЗ 15.04.2021
  15. Как заказчику закупать товар конкретной марки? 01.04.2021

Назад: Госзаказ сегодня: новости последних недель

Далее: Нюансы закупки электроэнергии по 44-ФЗ

Scroll

Чем опасно дробление закупок для заказчика

  1. 0 Комментарии
  2. On 01.03.2018
  3. 223-ФЗ, 44-ФЗ, ЕИС, Закупки у единственного поставщика, Статьи, ФАС

Содержание

  1. Выгода для заказчик
  2. Определение правомерности дробления
  3. Что могут вменить в вину
  4. Что говорит закон
  5. Признаки дробления

У заказчиков нередко возникает соблазн разбить весь объем необходимого товара на несколько отдельных контрактов. Это позволяет избежать конкурентных процедур и быстро провести закупку, не затратив много сил на подготовку. Статья расскажет о дроблении закупок и о том, почему это может быть опасно.

Что говорит закон Сразу отметим, что термина «дробление закупок» нет ни в законе 44-ФЗ, ни в законе 223-ФЗ. Из этого формально следует, что законодательство о закупках прямо такого явления не запрещает. Вместе с тем тендерная система базируется на определенных принципах.

В частности, закупки должны быть эффективными и экономными. Однако если не проводится конкурентная процедура определения поставщика, то заказчик не получает лучшей цены.

А значит, упомянутые выше принципы могут быть нарушены. Регистрация в ЕРУЗ ЕИС С 1 января 2021 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС: Заказать регистрацию в ЕИС Дроблением считается разбиение одного крупного заказа на несколько мелких.

Причем наказуемо именно преднамеренное дробление.

Подразумевается ситуация, когда заказчик заранее знает свою потребность в товаре, при этом нет никаких препятствий для того, чтобы сразу закупить весь его объем. Однако вместо этого закупка производится частями.

Выгода для заказчик В общем случае заказчики обязаны определять исполнителей контрактов в конкурентной борьбе.

Однако эта процедура довольно сложная: нужно заранее включить закупку в план, разместить информацию в ЕИС, подготовить документацию и так далее.

К тому же все это и еще не гарантирует, что процедура состоит, и заказчик получит хорошую цену. Вместе с тем законодательство дает возможность закупаться у поставщика напрямую на небольшие суммы. Так, закон 44-ФЗ позволяют заключать контракты с единственным поставщиком стоимостью не более 100 000 рублей.

Неудивительно, что порой закачку гораздо проще разделить весь объем закупки на части и заключить несколько прямых контрактов. Это позволяет ему добиться следующих преимуществ:

  • Быстро закупить товары и услуги, необходимость в которых возникла внезапно.
  • Преследовать личный интерес. Не секрет, что в госзакупках зачастую применяются коррупционные схемы, основанные на сговоре между представителем заказчика и поставщиком. Например, за определенное вознаграждение контрактный управляющий может вместо проведения конкурентной процедуры на полмиллиона рублей заключить с единственным поставщиком 5 контрактов по 100 000 рублей.
  • Сэкономить время и силы на подготовку процедур по заранее запланированным закупкам.

Признаки дробления Предумышленное дробление можно распознать по ряду признаков:

  • Соглашения заключаются практически одновременно, зачастую даже в один день.
  • Исполнителем по контрактам выступает одно лицо.
  • Заключено несколько контрактов на поставку товара, схожего по своим характеристикам.

Если контролирующие органы обратят внимание на такую закупку, может последовать проверка.

Что могут вменить в вину Дробление нарушает сразу несколько законов:

  • Бюджетный кодекс. Если закупка безосновательно разделена, это может быть расценено, как неэффективное использование бюджетных средств. Подразумевается, что при проведении конкурентных торгов заказчик могу получить более выгодную цену контракта.
  • Гражданский кодекс. Разделение одного договора может быть расценено, как притворная сделка, цель который — замаскировать крупную операцию. В итоге заключение контракта с единственным поставщиком может быть признано недействительным.
  • Закон о защите конкуренции. Разделяя закупку и заключая несколько мелких контрактов, заказчик уходит от проведения конкурентной процедуры. Тем самым он лишает поставщиков возможности в ней поучаствовать. Это квалифицируется как необоснованное ограничение конкуренции.

Подобные нарушения караются денежными штрафами в соответствии с КоАП. Например, за ограничение конкуренции либо неправильный выбор процедуры будет наложен штраф 50 000 рублей.

Определение правомерности дробления Как контролирующие органы определяют, искусственно ли была раздроблена закупка либо это вызвано объективными причинами? Самые очевидные признаки фиктивного дробления мы уже упомянули.

Но главное, что должен понять антимонопольный орган — были ли изначально основания делить закупку на более мелкие составляющие. Например, заказчику нужно закупить дорогостоящую информационную систему. Он решил не проводить торги, а заключить более 60 прямых контрактов с одним поставщиком.

Предметами закупки по каждому соглашению выступают отдельные модули системы и комплект ПО для одного сотрудника.

Это реальный случай из практики ФАС. Антимонопольный орган пришел к выводу, что у заказчика не было оснований дробить закупку.

Ведь в конце концов, его целью было приобрести не каждый модуль в отдельности, а всю АИС целиком. Заказчика наказали штрафом за неправильный выбор процедуры определения поставщика.

Как было сказано выше, дробление не всегда носит криминальный характер. Иногда делить закупку на составляющие приходится по объективным причинам.

Если заказчик считает, что ФАС углядела искусственное разделение закупки там, где его нет, и наложила штраф неправомерно, то следует обращаться в суд. Заявка Хотите найти больше тендеров?