Главная - Другое - Группы лиц занимающих доминирующее положение цели

Группы лиц занимающих доминирующее положение цели


Постановление Правительства РФ от 9 июня 2007 г. N 359 «Об утверждении Условий признания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной организации) и Правил установления доминирующего положения финансовой организации (за исключением кредитной организации)» (с изменениями и дополнениями)


Постановление Правительства РФ от 9 июня 2007 г. N 359

«Об утверждении Условий признания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной организации) и Правил установления доминирующего положения финансовой организации (за исключением кредитной организации)»

3 июня, 26 августа 2013 г. Настоящий документ включен в НПА, на которые не распространяется требование об отмене с 1 января 2021 г., установленное от 31 июля 2021 г.

N 247-ФЗ. Соблюдение обязательных требований, содержащихся в настоящем документе, оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора), их несоблюдение может являться основанием для привлечения к административной ответственности См.

к настоящему постановлению В соответствии с Федерального закона «О защите конкуренции» Правительство Российской Федерации постановляет: Утвердить прилагаемые: признания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной организации); установления доминирующего положения финансовой организации (за исключением кредитной организации). Председатель ПравительстваРоссийской Федерации М.

Фрадков Москва 9 июня 2007 г. N 359 Условияпризнания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной организации)(утв. Правительства РФ от 9 июня 2007 г.

N 359) Доминирующим признается положение финансовой организации на товарном рынке, дающее такой финансовой организации возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения финансовой услуги на соответствующем рынке, и (или) устранять с товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять им доступ на товарный рынок. Доминирующее положение на товарном рынке нескольких финансовых организаций, входящих в группу лиц, действующих в границах товарного рынка, устанавливается в совокупности для группы лиц.

С учетом относительного размера долей на соответствующем товарном рынке, принадлежащих конкурентам, доминирующим признается положение финансовой организации, в отношении которой выполняются в совокупности следующие условия: доля финансовой организации превышает 10 процентов на единственном в Российской Федерации товарном рынке либо 20 процентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации; доля финансовой организации на товарном рынке в течение длительного периода времени (не менее одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее одного года) увеличивается и (или) неизменно превышает 10 процентов на единственном в Российской Федерации товарном рынке либо 20 процентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации. Правилаустановления доминирующего положения финансовой организации (за исключением кредитной организации)(утв.

Правительства РФ от 9 июня 2007 г. N 359) 3 июня, 26 августа 2013 г.

I. Общие положения 1. Настоящие Правила определяют порядок установления доминирующего положения финансовой организации (за исключением кредитной организации) при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией.

2. Настоящие Правила распространяются на отдельные финансовые организации, а также на финансовые организации, составляющие одну группу лиц.

3. Наличие доминирующего положения финансовой организации не является нарушением антимонопольного законодательства Российской Федерации. II. Установление доминирующего положения финансовой организации 4. Установление доминирующего положения финансовой организации осуществляется путем определения ее доли в границах товарного рынка независимо от ее места нахождения, указанного в учредительных документах.

5. Установление доминирующего положения финансовой организации включает в себя следующие этапы: а) установление сферы обращения финансовой услуги путем определения границ соответствующего товарного рынка на основе исследования спроса и предложения финансовой услуги; б) определение объема финансовых услуг и долей финансовых организаций на соответствующем товарном рынке; в) установление наличия условий признания доминирующим положения финансовой организации. 6. Определение границ товарного рынка осуществляется путем определения вида финансовой услуги, не имеющей замены, либо совокупности взаимозаменяемых финансовых услуг, сравнимых по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить одну финансовую услугу другой при потреблении, а также определения территории, в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности приобретателя обращается финансовая услуга (финансовые услуги).

7. В целях расчета объема финансовых услуг на товарном рынке основными показателями (в стоимостном выражении) являются следующие: а) в отношении услуг по доверительному управлению ценными бумагами — общая стоимость имущества (ценные бумаги и средства инвестирования в ценные бумаги), переданного в доверительное управление финансовой организации; б) в отношении услуг, оказываемых страховщиком и обществом взаимного страхования, — объем собранной финансовой организацией страховой премии по каждому виду страхования за отчетный период; в) в отношении лизинговых услуг — общая сумма лизинговых платежей за весь срок действия договора лизинга и выкупная цена предмета лизинга, если она предусмотрена договором лизинга, за вычетом лизинговых платежей, полученных по указанным договорам; г) в отношении услуг по негосударственному пенсионному обеспечению — объем собранных финансовой организацией пенсионных взносов; д) в отношении услуг, оказываемых фондовой и валютной биржей, — объем торгов, в том числе по видам активов; е) в отношении услуг, оказываемых управляющей компанией инвестиционного фонда и управляющей компанией паевого инвестиционного фонда, — общая стоимость имущества (активов), принадлежащего инвестиционному фонду или составляющего паевой инвестиционный фонд (стоимость чистых активов) и переданного в доверительное управление финансовой организации; ж) в отношении услуг, оказываемых управляющей компанией негосударственного пенсионного фонда, — общая стоимость активов (пенсионные резервы, пенсионные накопления) негосударственного пенсионного фонда, переданных в доверительное управление финансовой организации; з) в отношении услуг, оказываемых специализированным депозитарием инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда, негосударственного пенсионного фонда, — общая стоимость имущества, принадлежащего инвестиционному фонду, негосударственному пенсионному фонду или составляющего паевой инвестиционный фонд и находящегося на хранении в специализированном депозитарии; и) в отношении услуг, оказываемых страховым брокером, — размер дохода страхового брокера по договору об оказании брокерских услуг; к) в отношении услуг, оказываемых кредитным потребительским кооперативом, — объем выданных финансовой организацией займов; л) в отношении услуг, оказываемых ломбардом, — объем выданных финансовой организацией ссуд; м) в отношении услуг, оказываемых депозитарием, — объем услуг, оказанных по депозитарному договору; н) в отношении услуг, оказываемых брокером — участником рынка ценных бумаг, — объем совершенных сделок по договору о брокерском обслуживании; о) в отношении услуг, оказываемых клиринговой организацией, — объем услуг, оказанных по договору о клиринговом обслуживании; п) в отношении услуг, оказываемых регистратором (держателем реестра), — объем операций, связанных с перерегистрацией прав собственности; Правительства РФ от 3 июня 2013 г. N 462 пункт 7 дополнен подпунктом «р» р) в отношении услуг, оказываемых микрофинансовыми организациями, — объем выданных микрофинансовой организацией микрозаймов.

8. В целях расчета объема финансовых услуг на товарном рынке кроме основных показателей, предусмотренных настоящих Правил, могут также использоваться иные показатели деятельности финансовых организаций, рассчитываемые на основании данных финансово-экономической, статистической и другой отчетности финансовых организаций.

8. В целях расчета объема финансовых услуг на товарном рынке кроме основных показателей, предусмотренных настоящих Правил, могут также использоваться иные показатели деятельности финансовых организаций, рассчитываемые на основании данных финансово-экономической, статистической и другой отчетности финансовых организаций. 9. Доля финансовой организации на товарном рынке определяется исходя из отношения объема финансовых услуг определенного вида, оказанных ею, в натуральном и (или) стоимостном выражении к общему объему финансовых услуг данного вида, оказанных в границах товарного рынка. III. Сведения, используемые при установлении доминирующего положения финансовой организации Правительства РФ от 26 августа 2013 г.

N 739 в пункт 10 внесены изменения, с 1 сентября 2013 г. 10. Установление доминирующего положения финансовой организации осуществляется с учетом следующих сведений, получаемых от федеральных органов исполнительной власти, Центрального банка Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, финансовых организаций, саморегулируемых организаций, объединений и союзов финансовых организаций, экспертов, а также иных юридических и физических лиц: а) данные государственной статистической отчетности, финансово-экономической и иной отчетности финансовых организаций; б) сведения об объеме предоставленных услуг; в) сведения, характеризующие сферу обращения финансовой услуги; г) сведения о возможности финансовой организации оказывать решающее влияние на общие условия предоставления услуги на соответствующем товарном рынке, устранять с указанного рынка и (или) затруднять доступ на указанный рынок других хозяйствующих субъектов; д) заключения независимых экспертиз; е) данные о состоянии и структуре товарного рынка; ж) сведения о наличии экономических, технологических, административных или иных ограничений доступа на товарный рынок.

В целях реализации положений антимонопольного законодательства определены Условия признания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной организации).

Доминирующим признается положение финансовой организации на товарном рынке, дающее данной организации возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения финансовой услуги на соответствующем рынке, и (или) устранять с товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять им доступ на товарный рынок.

Доминирующее положение на товарном рынке нескольких финансовых организаций, входящих в группу лиц, действующих в границах товарного рынка, устанавливается в совокупности для группы лиц.

С учетом относительного размера долей на соответствующем товарном рынке, принадлежащих конкурентам, доминирующим признается положение финансовой организации, в отношении которой выполняются в совокупности следующие условия: доля такой организации превышает 10 % на единственном в РФ товарном рынке либо 20 % на товарном рынке, на котором товар обращается также на иных товарных рынках в РФ; доля на товарном рынке в течение длительного периода времени (не менее одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее одного года) увеличивается и (или) неизменно превышает 10 % на единственном в РФ товарном рынке либо 20 % на товарном рынке, на котором обращающийся товар также обращается на иных товарных рынках в РФ. Также утверждены Правила, определяющие порядок установления доминирующего положения финансовой организации (за исключением кредитной организации) при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией. Правила распространяются на отдельные финансовые организации, а также на финансовые организации, составляющие одну группу лиц.

Установление доминирующего положения осуществляется путем определения доли организации в границах товарного рынка независимо от ее места нахождения, указанного в учредительных документах. Определены этапы установления доминирующего положения, основные показатели, используемые для расчета объема финансовых услуг на товарном рынке, а также перечень сведений, используемых при установлении доминирующего положения финансовой организации. Наличие доминирующего положения финансовой организации не является нарушением антимонопольного законодательства.

Постановление Правительства РФ от 9 июня 2007 г.

N 359

«Об утверждении Условий признания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной организации) и Правил установления доминирующего положения финансовой организации (за исключением кредитной организации)»

Текст постановления опубликован в «Российской бизнес-газете» от 19 июня 2007 г.

N 22, в Собрании законодательства Российской Федерации от 11 июня 2007 г. N 24 ст. 2926 Настоящий документ включен в НПА, на которые не распространяется требование об отмене с 1 января 2021 г., установленное от 31 июля 2021 г. N 247-ФЗ. Соблюдение обязательных требований, содержащихся в настоящем документе, оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора), их несоблюдение может являться основанием для привлечения к административной ответственности В настоящий документ внесены изменения следующими документами: Правительства РФ от 26 августа 2013 г.
N 247-ФЗ. Соблюдение обязательных требований, содержащихся в настоящем документе, оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора), их несоблюдение может являться основанием для привлечения к административной ответственности В настоящий документ внесены изменения следующими документами: Правительства РФ от 26 августа 2013 г. N 739 Изменения с 1 сентября 2013 г.

Правительства РФ от 3 июня 2013 г. N 462 Изменения по истечении 7 дней после дня названного постановления

Группа лиц как самостоятельный субъект злоупотребления доминирующим положением Текст научной статьи по специальности «Право»

Мартынова О. В., соискатель кафедры государственно-правовых дисциплин ВятГГУ, г.

Киров, группа лиц как самостоятельный субъект злоупотребления доминирующим положением Статья посвящена исследованию понятия «коллективное доминирование» применительно к такому составу административного правонарушения в сфере антимонопольной деятельности, как злоупотребление доминирующим положением. Автор дает развернутую правовую характеристику данного термина, анализирует судебную правоприменительную практику по этому вопросу. В работе отражены мнения ведущихученых-администрати-вистов, занимающихся проблематикой коллективного доминирования.

В конце статьи автором представляется собственное понимание термина «группа лиц», а также предлагается внести некоторые изменения в действующее законодательство. Ключевые слова: коллективное доминирование, доминирующее положение, антимонопольное законодательство. Введение Развитие конкурентных отношений между хозяйствующими субъектами является неотъемлемым механизмом саморегулирования рыночной экономики.

Вместе с этим соперничество участников хозяйственного оборота далеко не всегда ведется в рамках права. Как верно заметил В. И. Емельянов,

«сочетание диспозитив-ности гражданских прав, являющейся одним из основных условий конкуренции хозяйствующих субъектов, с концентрацией значительных имущественных прав в руках частных лиц нередко приводит к обратному результату — ограничению конкуренции»

1.

Безусловно, участники одного рынка могут иметь различное положение, которое зависит от доли их присутствия на рынке, условий производства, качества и количества выпускаемой продукции, ценообразо- 1 Емельянов В. И. Разумность, добросовестность, незлоупотребление гражданскими правами. М.: Лекс-Книга. 2002. СПС «Консультант плюс».

вания и т. д. Особому государственному контролю в нашей стране подвергаются хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на рынке. Не вызывает сомнения тот факт, что соперничество участников хозяйственного оборота далеко не всегда ведется в рамках права. Удерживание доминирования само по себе не является нарушением антимонопольного законодательства.

Однако использование преимуществ доминирующего положения с целью устранения конкуренции ведет к монополизации рынка. Подобное злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением считается неправомерным, поскольку это одна из разновидностей монополистической деятельности.

Законодательное регулирование Согласно статье 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещается злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением, ст.

14.31 и 14.31.1 КоАП РФ введена административная ответственность за данные деяния. Субъектом административного правонарушения ст.

14.31 КоАП РФ является хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на товарном рынке. Согласно ст. 5 Федерального закона «О защите конкуренции» доминирующим может быть признано положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц). В силу же ст. 14.31 КоАП РФ субъектом административной ответственности по рассматриваемому составу признается только хозяйствующий субъект: юридическое лицо, его должностные лица или индивидуальный предприниматель.

В соответствии со ст. 9 Федерального Закона «О защите конкуренции» группой лиц признается совокупность физических лиц и (или) юридических лиц, соответствующих одному или нескольким установленным законом признакам, которые можно объединить в следующие четыре группы: iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . 1) имущественный (согласно п. 1, 9 ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О защите конкуренции»); 2) управленческий (в силу п. 2, 3 ч. 1 ст. 9 указанного Федерального закона); 3) корпоративный (на основании п. 4, 5, 6, 8 ч. 1 ст. 9 названного Федерального закона); 4) родственный (согласно п.
4, 5, 6, 8 ч. 1 ст. 9 названного Федерального закона); 4) родственный (согласно п.

7 ч. 1 ст. 9 упомянутого Федерального закона).

Важно отметить, что в силу ч.

2 ст. 9 Федерального закона «О защите конкуренции» группа лиц понимается в качестве единого хозяйствующего субъекта, так как законодатель данной нормой распространяет установленные антимонопольные запреты на действия (бездействия) отдельных хозяйствующих субъектов и на группу лиц в целом.

Судебная практика Такое же мнение отражено в судебной практике, например: «.группа лиц рассмат- ривается как совокупность субъектов, действующих на определенном товарном рынке в едином экономическом интересе, как единственное лицо, которое в силу определенных связей с хозяйствующим субъектом способно оказывать влияние на деятельность этого лица или заинтересовано в результатах его деятельности. В отношении группы лиц действует правовой режим единого хозяйствующего субъекта, деятельность которого не запрещена как монополистическое соглашение.

Названные обстоятельства не предполагают внутри такого единого хозяйствующего субъекта наличие конкурентных отношений»2. В Постановлении ФАС Поволжского округа от 1 марта 2012 г.

по делу № А12-5653/2011 группа лиц также понимается как единый хозяйствующий субъект:

«Продавцами авиационного керосина являются ООО «ЛУКОйЛ-АЭРО»

и ООО «ЛУКОйЛ-АЭРО-ВОЛГОГРАД».

Передача товара. осуществляется путем заправки воздушного судна представителями ООО «ЛУКОйЛ-АЭРО-ВОЛГОГРАД». Таким образом, ООО «ЛУКОЙЛ-АЭРО» и ООО «ЛУКОЙЛ-АЭРО-ВОЛГОГРАД» не могут быть включены в реестр в составе группы по продуктовым границам «авиатопливообеспече-ние воздушных судов», поскольку как единый хозяйствующий субъект не осуществляют указанной деятельности в границах аэропорта города Волгоград». Группа лиц не является единым хозяйствующим субъектом по следующим причинам: 1.

Участники коллективного доминирования сохраняют свою правовую самостоятельность.

Так, ВАС РФ в Определении от 31 марта 2010 г. по делу № А70-9090/15-20083 сделал вывод о том, что включение хозяйствующего субъекта в группу лиц не означает, что он 2 Постановление ФАС Северо-Западного округа от 7 февраля 2012 г.

по делу № А44-230/2011. 3 Определение ВАС РФ от 31 марта 2010 г. № ВАС-16678/09 по делу № А70-9090/15-2008. перестает участвовать в гражданско-правовых отношениях в качестве отдельного и самостоятельного субъекта, приобретающего права и обязанности от своего имени и своими действиями. iНе можете найти то, что вам нужно?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . ФАС Московского округа Постановлением от 5 апреля 2010 г.

по делу № А40-122193/09-122-808 указала, что общество не обязано представлять информацию, содержащуюся у лиц, входящих с ним в одну группу: «.законным правообладателем запрошенной информации являются иные лица, обладающие собственной правоспособностью.

То обстоятельство, что данные юридические лица составляют группу лиц с заявителем, не дает оснований полагать наличие запрошенной информации у ОАО»4. 2. Самостоятельным субъектом административной ответственности группа лиц не является.

В силу пункта 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июня 2008 г. № 305 к административной ответственности по ст.

14.31 КоАП РФ может быть привлечен любой участник группы лиц, получивший доход вследствие нарушения антимонопольного законодательства.

Следует обратить внимание на п.

7 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 30 марта 1998 г.

№ 326, которым предусматривается возможность при нарушении антимонопольного законодательства одним из членов доминирующей группы лиц 4 Постановление ФАС Московского округа от 05.04.2010 № КА-А40/2537-10 по делу № А40-122193/09-122-808.

5 Постановление Пленума ВАС РФ от 30 июня 2008 г. № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства // Вестник ВАС РФ. 2008. № 8 [СПС «Консультант плюс»].

6 Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 30 марта 1998 г. № 32

«Обзор практики разрешения споров, связанных с применением антимонопольного законодательства»

// Вестник ВАС РФ.

1998. № 5 [СПС «Консультант плюс»]. выдачи предписания другим членам группы, способным обеспечить устранение нарушения.

Выдача таким лицам предписаний не означает признания их нарушившими Закон о защите конкуренции, а является способом обеспечения соблюдения всеми участниками группы лиц запретов на совершение антиконкурентных действий7. Так, по делу А79-8795/2009 вынесено Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14 июня 2011 г., в соответствии с которым ОАО «Чувашнефтепродукт», индивидуальный предприниматель А. И. Дельман и ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» образуют одну группу лиц на розничном рынке автомобильных бензинов и дизельного топлива.

Установив факт злоупотребления доминирующим положением суд привлек к ответственности только ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт», а не всех участников коллективного доминирования, мотивируя тем, что именно общество устанавливало необоснованно высокие цены на товары соответствующего рынка, превышавшие сумму необходимых расходов и прибыли. Экспертные мнения Категория «группа лиц» представляет собой противоречивое понятие.

С одной стороны, в силу ст. 9 Федерального закона «О защите конкуренции» группа лиц — единый хозяйствующий субъект, объединяющий отдельных участников соответствующего рынка, которые способны оказывать решающее влияние на поведение друг друга. С другой — субъекты, объединенные в группу, при злоупотреблении своим преобладающим положением на рынке привлекаются к административной ответственности индивидуально.
С другой — субъекты, объединенные в группу, при злоупотреблении своим преобладающим положением на рынке привлекаются к административной ответственности индивидуально. 7 Кобаненко М., Денченкова О.

Ответственность участников группы лиц за злоупотребление доминирующим положением // Конкуренция и право.

2011. № 5 [СПС «Консультант плюс»]. По мнению А. Ткачева и Ю. Богомолова, группа лиц — некоторая конгломерация юридически самостоятельных субъектов, взаимосвязанных отношениями экономической (управленческой) зависимости8. iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . Данное определение вызывает непонимание сущности группы лиц: как самостоятельные субъекты могут иметь зависимость?

Как было сказано, группа лиц считается таковой на основании установленных критериев, носящих имущественный, управленческий, корпоративный и родственный характер. Участники такого объединения не являются юридически самостоятельными субъектами в силу того, что другие субъекты могут, в частности, осуществлять функции единоличного исполнительного органа, давать обязательные для исполнения указания и др. С. А. Паращук считает группу лиц совокупностью юридических и физических лиц, которые в результате определенных законом способов контроля и влияния друг на друга рассматриваются как единый субъект рынка9.

Действительно, при объединении хозяйствующих субъектов на одном товарном рынке их способность влияния на конкурентные отношения существенно возрастает.

Важно заметить, что включение в Реестр хозяйствующих субъектов, действующих как группа лиц, производится исходя из их совокупной доли на рынке (согласно п.

6

«Обзора практики разрешения споров, связанных с применением антимонопольного законодательства»

, утвержденного Информационным письмом Президиума ВАС РФ от 30 марта 1998 г.

№ 32). В результате, как верно заметил А. Шас-титко, коллективное доминирование — ха- 8 Варламова А. Н. Правовое обеспечение развития конкуренции: учебное пособие.

М.: Статут, 2010 [СПС «Консультант плюс»].

9 Шиткина И. С. Правовое регулирование эконо- мической концентрации (в свете нового Федерального закона «О защите конкуренции») // Хозяйство и право. 2007. № 1 [СПС «Консультант плюс»].

рактеристика положения, а не действий хозяйствующих субъектов на рынке10. Фактически объединение хозяйствующих субъектов в группу лиц производится именно при занесении их в Реестр для осуществления государственного контроля за экономической концентрацией в отношении группы. Юридически объединения как формы преобразования не происходит, соответственно, нового субъекта права не образуется, как и единого хозяйствующего субъекта.

Группа лиц состоит из хозяйствующих субъектов, имеющих правовое влияние друг на друга. Тем не менее, субъекты самостоятельные носители своего правового статуса, они несут персонифицированную ответственность за противоправные деяния. Если бы группа лиц являлась единым хозяйствующим субъектом, а значит, и субъектом права, виновное поведение отдельного участника отождествлялось с действиями группы лиц в целом, в результате к ответственности бы привлекались все участники.

Безусловно, подобное привлечение к ответственности противоправно и противоречит конституционным принципам.

Привлечение к ответственности по ст. 14.31 КоАП РФ в отношении каждого участника происходит отдельно за конкретное противоправное виновное деяние.

При нарушении антимонопольного законодательства одним из участников группы лиц другие хозяйствующие субъекты не могут быть признаны таковыми же только в силу вхождения в данную группу. Как пишет О. Мигитко, злоупотребление коллективным доминирующим положением возможно, когда участники коллективного доминирования совместно совершают какие-либо действия, направленные на недопущение, ограничение, устранение конкурен- 10 Шаститко А. Экономические основания и сферы применения концепции коллективного доминирования // Корпоративный юрист.

Приложение. 2011. № 5. С. 23. ции, ущемление интересов других лиц11. Однако встает вопрос, каким образом участники группы лиц могут совместно осуществлять действия (бездействия) ст.

10 Федерального закона «О защите конкуренции» без согласованности или договоренности? Совместность действий несколькими лицами (их организованность), прежде всего, возможна с помощью предшествующей договоренности между ними, что является необходимым элементом объективной стороны административных правонарушений по ст.

14.32 КоАП РФ. Заключение На основании сказанного представляется, что коллективное злоупотребление доминирующим положением противоречит существу дела. Категория «группа лиц» или «коллективное злоупотребление» необходима исключительно для квалификации положения отдельных небольших организаций в качестве доминирующего путем суммирования их долей.

Для привлечения же к ответственности по ст.

14.31 КоАП РФ требуются доказательства наличия в поведении конкретного субъекта, а не нескольких, соответствующего состава правонарушения. Если же в поведении других участников группы лиц будут усматриваться составы ст.

14.31 КоАП РФ, тогда они должны привлекаться к ответственности самостоятельно по данной статье. iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . Представляется более правильным в ч.

2 ст. 9 Федерального закона «О защите конкуренции» внести изменения, касающиеся участников группы лиц: «Установленные антимонопольным законодательством запреты на действия (бездействие) на товарном рынке хозяйствующего субъекта распространяются на действия (бездействие) каждого участника группы лиц, если федеральным закон не установлено иное». 11 Мигитко О. Коллективное доминирование: недоказанность и доказанность // Конкуренция и право.

2010. № 1 [СПС «Консультант плюс»]. Также предлагаем внести разъяснения относительно понимания рассматриваемой категории: «Для установления факта коллективного доминирования хозяйствующими субъектами антимонопольному органу надлежит исследовать связи отдельных участников рынка с другими через наличие определенных признаков экономической зависимости (перечень признаков, обозначенных в ст.

9 Федерального закона «О защите конкуренции», не является исчерпывающим) и способность их совместно влиять на конкуренцию на рынке определенного товара.

При занесении таких хозяйствующих субъектов в качестве группы лиц в Реестр их доли на соответствующем рынке подлежат суммированию. При усмотрении в действиях (бездействии) отдельного участника группы лиц нарушений антимонопольного законодательства положение такого лица на товарном рынке следует учитывать как доминирующее».

Таким образом, субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ, является только самостоятельный хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение (в том числе субъекты естественных монополий). Он должен иметь определенную долю на товарном рынке (количественный критерий), а также возможность оказывать влияние на общие условия обращения товара и на конкуренцию других субъектов на соответствующем рынке (качественный критерий).

Далее, категория «группа лиц» или «коллективное злоупотребление» необходима исключительно для квалификации положения отдельных мелких организаций в качестве доминирующего путем суммирования их долей.

Для привлечения же к ответственности по ст. 14.31 КоАП РФ требуются доказательства наличия соответствующего состава правонарушения в поведении конкретного субъекта, а не нескольких.

Список литературы 1. Постановление Пленума ВАС РФ от 30 июня 2008 г. № 30 «О некоторых вопросах, возни- кающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства // Вестник ВАС РФ.

2008. № 8 [СПС «Консультант плюс»]. 2. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 30 марта 1998 г. № 32

«Обзор практики разрешения споров, связанных с применением антимонопольного законодательства»

// Вестник ВАС РФ.

1998. № 5 [СПС «Консультант плюс»]. 3. Определение ВАС РФ от 31 марта 2010 г. № ВАС-16678/09 по делу № А70-9090/15-2008.

4. Постановление ФАС Московского округа от 5 апреля 2010 г.

№ КА-А40/2537-10 по делу № А40-122193/09-122-808. 5. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 7 февраля 2012 г. по делу № А44-230/2011. 6. Варламова А.

Н. Правовое обеспечение развития конкуренции: учебное пособие. М.: Статут, 2010 [СПС «Консультант плюс»]. 7. Горейко Н. А. Норма о коллективном доминировании в российской антимонопольной практике // Современная конкуренция.

2011. № 6 (30). С. 33-49. 8. Кобаненко М., Денченкова О. Ответственность участников группы лиц за злоупотребление доминирующим положением // Конкуренция и право.

2011. № 5 [СПС «Консультант плюс»]. 9. Мигитко О. Коллективное доминирование: недоказанность и доказанность // Конкуренция и право. 2010. № 1 [СПС «Консультант плюс»].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . 10. Смирнова О.

О. Практика доказывания злоупотреблений доминирующим положением на рынке. // Современная конкуренция. 2010. № 1 (19). С. 39-45. 11. Шайхеев Т.

И. О некоторых категориях конкурентного (антимонопольного) права // Современная конкуренция.

2012. № 3 (33). С. 15-24. 12. Шаститко А. Экономические основания и сферы применения концепции коллективного доминирования // Корпоративный юрист. Приложение. 2011. № 5. С. 23.

13. Шиткина И. С. Правовое регулирование экономической концентрации (в свете нового Федерального закона «О защите конкуренции») // Хозяйство и право.

2007. № 1 [СПС «Консультант плюс»]. O. Martynova, Assistant of the Department of civil law and process, Vyatka State University of Humanities, VSUH, Kirov Town, THE GROUP OF BUSINESS ENTITY AS AN INDEPENDENT SUBJECT OF THE ABUSE OF DOMINANT POSITION The article is devoted to the notion «collective dominance» with regard to administrative offence «abuse of a dominant position». The author gives a legal characterization of the term, analyses the judicial practice.

Then the article contains opinions of famous scientists who deal with the issue. In addition the author offers own understanding of «collective dominance» and proposes some change in the law. Keywords: collective dominance, dominant position, antitrust law.

Статья 5. Доминирующее положение

1. Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.2.

Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара не превышает тридцать пять процентов, за исключением указанных в и настоящей статьи случаев.(в ред. Федеральных законов от 17.07.2009 , от 05.10.2015 )(см.

текст в предыдущей редакции)2.1. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта — юридического лица, учредителем (участником) которого являются одно физическое лицо (в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя) или несколько физических лиц, если выручка от реализации товаров за последний календарный год такого хозяйствующего субъекта не превышает четыреста миллионов рублей, за исключением:1) хозяйствующего субъекта, входящего в группу лиц с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами по основаниям, предусмотренным настоящего Федерального закона.

Данное исключение не применяется к хозяйствующим субъектам, входящим в группу лиц по основанию, предусмотренному настоящего Федерального закона; к хозяйствующим субъектам, входящим в группу лиц, участниками которых являются только лица, входящие в группу лиц по основанию, предусмотренному настоящего Федерального закона; к хозяйствующему субъекту, участником которого является индивидуальный предприниматель;2) финансовой организации;3) субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии;4) хозяйствующего субъекта, имеющего в качестве учредителей или участников хозяйствующих субъектов — юридических лиц;5) хозяйственного общества, в уставном капитале которого имеется доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.(часть 2.1 введена Федеральным от 03.07.2016 N 264-ФЗ)2.2. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта — индивидуального предпринимателя, не входящего в группу лиц с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами по основаниям, предусмотренным настоящего Федерального закона, если выручка от реализации товаров такого хозяйствующего субъекта — индивидуального предпринимателя за последний календарный год не превышает четыреста миллионов рублей, а также хозяйствующего субъекта — индивидуального предпринимателя, входящего в группу лиц с другим хозяйствующим субъектом по основанию, предусмотренному настоящего Федерального закона, либо входящего в группу лиц с хозяйствующим субъектом или хозяйствующими субъектами, единственным участником которого или каждого из которых являются одно или несколько лиц, входящих в группу с хозяйствующим субъектом или хозяйствующими субъектами по основанию, предусмотренному настоящего Федерального закона, при условии, что суммарная выручка от реализации товаров таких хозяйствующих субъектов за последний календарный год не превышает четыреста миллионов рублей.(часть 2.2 введена Федеральным от 03.07.2016 N 264-ФЗ)3.

Доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением финансовой организации), применительно к которому выполняются в совокупности следующие условия:1) совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает пятьдесят процентов, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает семьдесят процентов (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем восемь процентов);2) в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;3) реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.4. Хозяйствующий субъект вправе представлять в антимонопольный орган или в суд доказательства того, что положение этого хозяйствующего субъекта на товарном рынке не может быть признано доминирующим.5. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта — субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.6.

Федеральными законами могут устанавливаться случаи признания доминирующим положения хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем тридцать пять процентов.6.1 — 6.2.

Утратили силу. — Федеральный от 05.10.2015 N 275-ФЗ.(см.

текст в предыдущей редакции)7.

признания доминирующим положения финансовой организации, поднадзорной Центральному банку Российской Федерации, с учетом ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. признания доминирующим положения иной финансовой организации с учетом ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Доминирующее положение финансовой организации, поднадзорной Центральному банку Российской Федерации, устанавливается антимонопольным органом в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

установления антимонопольным органом доминирующего положения иной финансовой организации утверждается Правительством Российской Федерации.

Не может быть признано доминирующим положение финансовой организации, доля которой не превышает десять процентов на единственном в Российской Федерации товарном рынке или двадцать процентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации.(часть 7 в ред.

Федерального от 23.07.2013 N 251-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)8. При проведении предусмотренного настоящего Федерального закона анализа состояния конкуренции антимонопольный орган дает оценку обстоятельствам, влияющим на состояние конкуренции, в том числе условиям доступа на товарный рынок, долям хозяйствующих субъектов на рынках определенного товара, соотношению долей покупателей и продавцов товара, периоду существования возможности оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на товарном рынке.(часть восьмая введена Федеральным от 17.07.2009 N 164-ФЗ)9.

Временной интервал анализа состояния конкуренции определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год.(часть 9 введена Федеральным от 06.12.2011 N 401-ФЗ) Открыть полный текст документа

1.

Общие положения

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Для целей реализации Закона Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (далее Закон), под доминирующим положением понимается исключительное положение хозяйствующего субъекта <*> на рынке определенного товара <**>, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на процесс конкуренции, затруднять доступ на рынок товара (работ, услуг) другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивать свободу их хозяйственной и предпринимательской деятельности.———————————<*> Для настоящих методических рекомендаций группа хозяйствующих субъектов, контролирующих имущество друг друга, будет рассматриваться как один хозяйствующий субъект.<**> Под рынком определенного товара (товарным рынком) понимается сфера обращения товара, не имеющего заменителей, или взаимозаменяемых товаров <***> на территории Российской Федерации или ее части, определенная исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами.<***> Взаимозаменяемые товары — группа товаров, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене, условиям купли — продажи и другим параметрам таким образом, что покупатель действительно заменяет или готов заменить их друг другом в процессе потребления (производства). 1.2. Доминирующее положение хозяйствующего субъекта может явиться результатом как внешних, так и внутренних факторов, в т.ч.:- государственной политики, включая дифференцированную систему налогов, предоставление субсидий и других льгот;- слияний, присоединений, а также ликвидации;- производственной или научно-технической стратегии, в том числе внедрения нововведений;- деятельности хозяйствующего субъекта по устранению конкурентов с рынка неконкурентными методами;- соглашений между хозяйствующими субъектами (явных, тайных);- других факторов.1.3.

Обладание доминирующим положением является необходимым условием для квалификации противоправности действий (соглашений, согласованных действий) хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов), нарушающих требования ст. ст. 5, 6, 18, 19 Закона.1.4. Достаточным условием для квалификации действий (бездействия) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, как противоправных является факт злоупотребления доминирующим положением.Под злоупотреблением доминирующим положением понимаются все формы использования хозяйствующим субъектом или группой хозяйствующих субъектов, контролирующих имущество друг друга, доминирующего положения, ограничивающие конкуренцию и / или ущемляющие интересы других хозяйствующих субъектов или граждан.Удерживание доминирующего положения само по себе не является антиконкурентным.1.5. Необходимость в установлении доминирующего положения возникает при:а) осуществлении предварительного государственного контроля:- за созданием, слиянием и присоединением добровольных объединений предприятий, а также преобразованием в указанные объединения органов управления или хозяйствующих субъектов;- за слиянием, присоединением и ликвидацией государственных и муниципальных предприятий;- за реорганизацией (выделение, разделение) федеральных предприятий, не предусматривающих изменение их формы собственности;- за созданием, слиянием и присоединением акционерных обществ и товариществ с ограниченной ответственностью, за исключением случаев, предусмотренных п.

7 ст. 17 Закона;- за созданием, слиянием и присоединением других товариществ и объединений, в которых участвуют юридические лица;- за увеличением уставного капитала акционерного общества и товарищества сверх установленной ГКАП России предельной величины;- за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций, паев, долей участия в уставном капитале хозяйствующих субъектов;- за соблюдением антимонопольного законодательства при приватизации государственных и муниципальных предприятий, в том числе при выделении структурных подразделений из состава государственных предприятий и их преобразовании в самостоятельные предприятия в процессе приватизации;- за созданием холдинговых компаний в соответствии с действующим законодательством и контроля за их функционированием;- за созданием финансово-промышленных групп;б) рассмотрении вопросов о:- нарушении антимонопольного законодательства;- принудительном разделении хозяйствующих субъектов;в) проведении специальных исследований товарных рынков с целью разработки рекомендаций по их возможной демонополизации и созданию конкурентной среды;г) в других случаях, предусмотренных действующими законодательными и нормативными актами.1.6.

Установление наличия доминирующего положения хозяйствующего субъекта входит в компетенцию антимонопольных органов в соответствии с их полномочиями.