Главная - Другое - Кто занимается медосмотрами в организации

Кто занимается медосмотрами в организации


ТОП‑5 вопросов: как разграничить работу отдела кадров и службы охраны труда


Практические советы, как достичь консенсуса в решении смежных вопросов и эффективно взаимодействовать Как организовать медосмотры работников Закон не говорит, кто должен организовывать медицинские осмотры. Этот вопрос каждый руководитель решает с учетом своих потребностей и структуры организации.

Чаще организовать обязательные медицинские осмотры для сотрудников поручают специалисту по охране труда, но и кадровик в стороне не остается.
Ключевые задачи специалиста по охране труда

  1. Задача 3. Составляет поименный список сотрудников, которые обязаны проходить обязательный медосмотр. При необходимости обращается за помощью к специалисту по кадрам. Направляет его в медорганизацию, с которой организация заключила договор на проведение медосмотров. Крайний срок — 2 месяца до периодического медосмотра (п. 23 приложения № 3 к Приказу № 302н).
  2. Задача 2. Составляет список работников, которые обязаны проходить обязательный медосмотр. В списке перечисляет профессии или должности по штатному расписанию и вредные производственные факторы по Перечню ( Приказу № 302н). Утвержденный список специалист по охране труда направляет в Роспотребнадзор в 10-дневный срок. Не направит — компанию оштрафуют на сумму до 20 000 рублей или приостановят ее деятельность на срок до 90 суток (ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ).
  3. Задача 5. Ведет учет прохождения работниками медосмотров.
  4. Задача 4. Согласовывает с медорганизацией и утверждает у руководителя календарный план проведения периодических медосмотров — не позднее чем через 10 дней со дня получения медорганизацией поименного списка работников, которые подлежат медосмотру, и не позднее чем за 14 дней до согласованной даты начала медосмотра. Ознакомить сотрудников с графиком должен не позднее чем за 10 дней до начала медосмотра (п. 25, 26 приложения № 3 к Приказу № 302н).
  5. Задача 1. Участвует совместно, например, с заместителем директора по общим вопросам в заключении договора с медицинской организацией, в которой соискатели и сотрудники будут проходить обязательные медосмотры. У медорганизации должна быть лицензия на проведение медосмотров и экспертизу профессиональной пригодности (п. 4 к Приказу Минздравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н).

Ключевые задачи кадровика

  1. Задача 1. Оформляет на работу или отказывает в трудоустройстве по результатам предварительного медосмотра.

Прием на работу оформляют, если на медосмотре у кандидата не обнаружили медицинских противопоказаний.

С таким кандидатом заключают трудовой договор, издают приказ на работу, вносят запись в трудовую книжку, если сотрудник не отказался от бумажного бланка, заполняют личную карточку. Если по результатам предварительного медосмотра у кандидата выявляют противопоказания к работе, ему отказывают в трудоустройстве.

Если по результатам предварительного медосмотра у кандидата выявляют противопоказания к работе, ему отказывают в трудоустройстве.

Если соискатель требует письменный отказ, в нем ссылаются на результаты медосмотра.

  1. Задача 2. Отстраняет от работы сотрудника, который отказался пройти медосмотр или не успел пройти его вовремя по вине компании. Если сотрудник отказался пройти медосмотр, то период отстранения не оплачивают.

Если допустите к работе сотрудника, который не прошел периодический медосмотр, компании грозит штраф до 130 000 руб. (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ). Если сотрудник не смог вовремя пройти медосмотр по вине компании, период отстранения оплачивают в размере 2/3 среднего заработка (ч.

1 ст. 157 ТК РФ). Чтобы бухгалтерия правильно оплатила период отстранения, кадровик должен подготовить приказ об отстранении от работы. В нем указывают срок отстранения «до прохождения медосмотра» и порядок оплаты.

Когда сотрудник пройдет медосмотр, кадровик оформит приказ о допуске к работе.

  1. Задача 4. Оформляет перевод на другую работу или увольнение сотрудника, у которого по результатам медосмотра выявили противопоказания к работе.
  2. Задача 3. Привлекает к дисциплинарной ответственности сотрудника, который отказался от обязательного медосмотра. Для этого кадровик фиксирует отказ сотрудника пройти медосмотр письменно и запрашивает объяснения (ч. 1 ст. 193 ТК РФ). Если организация признает причины отказа неуважительными, сотруднику объявляют замечание или выговор.

Бесплатные вебинары по охране труда Эксперты-практики.

Онлайн-тесты. Сертификаты Контур.Школы Если в организации есть работа, которая не противопоказана сотруднику по состоянию здоровья, кадровик предлагает перейти на другую работу. Если сотрудник соглашается, с ним заключают дополнительное соглашение к трудовому договору о временном или постоянном переводе. На основании дополнительного соглашения кадровик издает приказ о временном или постоянном переводе.

Если сотрудник отказывается перейти на другую работу, его сначала отстраняют от работы, а потом увольняют.

Все зависит от срока перевода и самого сотрудника.

Если допустите к работе сотрудника, у которого есть медицинские противопоказания, ГИТ оштрафует компанию на 130 000 рублей (ч.

3 ст. 5.27.1 КоАП).

  1. Задача 5. Направляет соискателей и сотрудников на обязательные медосмотры. Направление регистрирует в журнале и выдает их под подпись.

Как ознакомить с результатами специальной оценки условий труда После специальной оценки условий труда (далее — СОУТ) работодатель обязан ознакомить сотрудников с ее результатами, направить копию утвержденного отчета в организацию, которая проводила СОУТ, разместить отчет на своем сайте и направить в ГИТ декларацию о рабочих местах, на которых не выявили вредных или опасных факторов. Обычно эту работу закрепляют за специалистом по охране труда, поскольку она напрямую не связана с кадровой работой. С результатами СОУТ специалист по охране труда знакомит сотрудников под подпись.

Сотрудники ставят свою подпись и дату на листе ознакомления. Срок ознакомления — 30 календарных дней со дня, когда утвердили отчет о результатах СОУТ (). В этот срок не входят периоды временной нетрудоспособности, отпуска, командировки и междувахтового отдыха сотрудника (ч.

5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Если сотрудник попросит карту СОУТ и оформит запрос в письменном виде, специалист по охране труда должен подготовить ему копию этого документа (ч. 1 ст. 62 ТК РФ). Без письменного запроса копию карты сотрудникам не выдают.

Если на рабочем месте установлены допустимые условия труда, специалист по охране труда знакомит сотрудника с декларацией соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и заключением эксперта об отсутствии вредных или опасных производственных факторов на рабочем месте (ч.

2 ст. 5 Закона № 428-ФЗ, ст. 212 ТК РФ).

Скачайте образец: Как внести изменения в трудовой договор, если по результатам СОУТ изменились условия труда Комментирует Ирина Павлова, эксперт в области трудового законодательства: «Изменения в трудовой договор, если по результатам СОУТ меняются условия труда на рабочем месте, вносит кадровик. Кадровик составляет проект дополнительного соглашения к трудовому договору, в котором указывает новый класс, подкласс условий труда, полагающиеся сотруднику гарантии и компенсации, а также сведения о профессиональных рисках на рабочем месте. Если риски расписали в карте оценки профессиональных рисков, то в дополнительном соглашении к трудовому договору кадровик указывает, что оценку рисков провели, и делает ссылку на карту оценки профессиональных рисков.

В дополнительном соглашении кадровик указывает дату, с которой организация предоставляет сотруднику льготы. Это дата подписания отчета о проведении СОУТ (п. 3 Письма Минтруда от 26.04.2014 № 17–3/10/В-1579). Если условия труда по результатам СОУТ улучшились и это произошло вследствие изменений, которые провел работодатель, кадровик действует в порядке ст.

Если условия труда по результатам СОУТ улучшились и это произошло вследствие изменений, которые провел работодатель, кадровик действует в порядке ст.

74 Трудового кодекса. Кадровик уведомляет сотрудника о том, что через два месяца организация отменит льготы, так как улучшились условия труда на рабочем месте. Если сотрудник не согласится работать в новых условиях, кадровик переведет его на другую работу, которую он может выполнить с учетом его состояния здоровья.

Если сотрудник откажется от перевода или другой работы не будет, кадровик оформит увольнение сотрудника по п. 7 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса».

Кто информирует об условиях труда Работодатель обязан проинформировать сотрудников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых гарантиях, полагающихся компенсациях и средствах индивидуальной защиты (ст. 212 Трудового кодекса, п. 41, 42 ).

Информирование об условиях и охране труда на рабочих местах работодатель обеспечивает:

  1. при ознакомлении с результатами специальной оценки условий труда.
  2. на стадии заключения трудового договора с работником;

Информирование при заключении трудового договора Статья 57 Трудового кодекса устанавливает, что в трудовом договоре необходимо указывать в том числе условия труда работника и гарантии и компенсации за работу с вредными или опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях. Укажете эти сведения в трудовом договоре — проинформируете об условиях труда, полагающихся гарантиях и компенсациях работника. Подпись работником трудового договора с информацией о классе условий труда, который установлен по результатам СОУТ, подтверждает факт ознакомления с результатами СОУТ.

Информирование при ознакомлении с результатами СОУТ Чтобы избежать ошибок и проблем с инспекторами ГИТ при проверках, помните, что работодатель обязан ознакомить письменно работника с результатами СОУТ на рабочем месте. Если СОУТ на рабочем месте проводилась во время работы сотрудника в организации, ознакомьте его с картой СОУТ не позже 30 календарных дней со дня, когда утвердите отчет о СОУТ. Собирать ли подписи работников в картах СОУТ, если сотрудников приняли на работу после проведения спецоценки?

Комментирует Елагина Маргарита, эксперт в сфере охраны труда, спикер практико-ориентированных конференций по охране труда, автор экспресс-курса «» в Школе охраны труда: «Вы имеете право подстраховаться и поставить подписи работников, которых приняли на работу после проведения СОУТ на их рабочих местах, в картах спецоценки. Понятно, что срок ознакомления

«не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о СОУТ»

соблюсти не удастся.

Однако оштрафовать вас в этом случае инспектор ГИТ не имеет права. Помните, что страница карты СОУТ с подписями работников — составная и неотъемлемая часть карты СОУТ.

Если в организации, например, оформлена одна карта СОУТ на 20 аналогичных рабочих мест (на которых работает 20 сотрудников) и не хватило места на последней странице карты СОУТ для ознакомительных подписей работников, то в этом случае, чтобы выполнить нормативные указания по обязательной форме карты СОУТ и инструкции по ее заполнению, необходимо:

  1. завести дополнительный лист ознакомления с указанием номера (№) карты СОУТ.
  2. делать записи на обороте последнего листа карты СОУТ; либо

Лист ознакомления — неотъемлемая часть карты СОУТ, храните его вместе с картой».

Кто собирает данные для расследования несчастных случаев Расследованием несчастного случая занимается комиссия, которую создает руководитель организации. В состав комиссии включают не менее трех человек. В нее, как правило, входят: специалист по охране труда, представители работодателя, представители профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа, уполномоченный по охране труда.
В нее, как правило, входят: специалист по охране труда, представители работодателя, представители профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа, уполномоченный по охране труда.

Возглавляет комиссию руководитель организации или уполномоченный им представитель (ч. 1 ст. 229 Трудового кодекса).

Специалист по охране труда совместно с другими членами комиссии выявляет и опрашивает очевидцев происшествия, лиц, которые нарушили требования охраны труда, изучает необходимую информацию и материалы об обстоятельствах несчастного случая, формирует документы для расследования и для страхового обеспечения пострадавших (ч. 1 ст. 229.2 Трудового кодекса, , утв. Приказом от 04.08.2014 № 524).

Конкретный перечень материалов определяет председатель комиссии с учетом характера и обстоятельств несчастного случая. Документы по расследованию несчастных случаев на производстве остаются на хранении в службе охраны труда (п. 7.10 , утв. Постановлением Минтруда от 08.02.2000 № 14).

Кто организовывает обучение по охране труда и гражданской обороне Организовать обучение по охране труда обязан специалист по охране труда (п. 3.1.2 профстандарта «Специалист в области охраны труда», утв.

Приказом от 04.08.2014 № 524).

Специалист по охране труда:

  1. проводит вводный инструктаж по охране труда;
  2. выявляет потребность в обучении и планирует обучение работников по охране труда;
  3. координирует обеспечение обучения руководителей и специалистов по охране труда, обучения работников методам и приемам оказания первой помощи пострадавшим на производстве;
  4. координирует проведение первичного, периодического, внепланового и целевого инструктажей;
  5. контролирует проведение обучения работников безопасным методам и приемам труда, инструктажей по охране труда и стажировок в соответствии с нормативными требованиями.
  6. оказывает методическую помощь руководителям структурных подразделений в разработке программ обучения работников безопасным методам и приемам труда, инструкций по охране труда;

Без обучения по охране труда допускать сотрудников к работе нельзя (абз. 9 ч. 2 ст. 212, абз. 4 ст. 214 Трудового кодекса). Новые сотрудники проходят обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в течение месяца с даты приема на работу.

В дальнейшем обучение по охране труда сотрудники проходят по мере необходимости, но не реже одного раза в три года (абз.

8 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса). Обучение специалист по охране труда организовывает:

  1. в обучающей организации, у которой есть лицензия на образовательную деятельность и аккредитация Минтруда России на право проведения обучения работников и работодателей по охране труда.
  2. по месту работы, если в организации создана комиссия по проверке знаний требований охраны труда;

Если сотрудник после обучения не пройдет проверку знаний по охране труда с первого раза, повторную проверку назначают не позднее чем через месяц.

Если в организации нет специалиста по гражданской обороне, специалисту по охране труда могут поручить организацию курсового обучения по гражданской обороне. Кадровик принимает участие в организации обучения по охране труда и гражданской обороне в своей части:

  1. Отстраняет от работы сотрудника, который не прошел инструктаж, обучение или проверку знаний требований охраны труда. Кадровик издает приказ об отстранении от работы на основании докладной записки специалиста по охране труда. Если сотрудник не прошел обучение по своей вине, период отстранения не оплачивают.
  2. Направляет на курсы гражданской обороны специалиста по охране труда, если ему поручили работу по гражданской обороне. Кадровик издает приказ о направлении на обучение, запрашивает программу обучения в учебном центре и подает заявку. Минимальная продолжительность обучения по гражданской обороне — 16 часов (примерная программа курсового обучения работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, утв. МЧС 22.02.2017 № 2-4-71-8-14).

Если обучение по охране труда работник не прошел по вине работодателя, за сотрудником сохраняют 2/3 среднего заработка. После того как сотрудник пройдет обучение и проверку знаний, кадровик оформляет приказ о допуске сотрудника к работе.

Курсы по охране труда Онлайн-обучение в Школе охраны труда Если сотрудник отказывается проходить обучение по охране труда без уважительной причины, кадровик готовит документы, чтобы привлечь его к дисциплинарной ответственности. Если сотрудник отказывается пройти обучение неоднократно без уважительной причины, кадровик оформляет увольнение.

  1. Письменно уведомляет специалиста по гражданской обороне, а если его нет, то специалиста по охране труда о приеме на работу нового сотрудника или прибытии командированного лица. Срок — семь календарных дней со дня, когда новый сотрудник приступил к работе либо командированный сотрудник прибыл в организацию (п. 1.7 Рекомендаций по организации и проведению вводного инструктажа по гражданской обороне, утв. МЧС 05.06.2018 № 2-4-71-13-8).

Как распределить обязанности между службой охраны труда и кадровой службой, чтобы эффективно взаимодействовать Комментирует Евгения Шелемякина, эксперт-практик, руководитель службы охраны труда ГК «Юнитайл»: «Эффективность взаимодействия службы охраны труда и кадровой службы — ключевой показатель внедрения трудовых норм на предприятии и организации социально-трудовых отношений в коллективе. Рациональное распределение обязанностей между данными службами во многом определяет полноту воплощения законодательных норм. В нашей группе компаний регламент работы подразделений определен такими внутренними нормативно-правовыми актами, которые мы кратко называем «бизнес-процессами».

Бизнес-процесс удобен тем, что отражает поэтапный функционал основных процессов хозяйственной деятельности предприятия и занимает, как правило, не более 5 листов формата А4. Пример: бизнес-процесс «Прием на работу» отражает путь вновь принятого сотрудника от его входа на контрольно-пропускной пункт предприятия до прохождения сотрудником вводного инструктажа в службе охраны труда.

Держатель бизнес-процесса обязан применять документ в своей трудовой деятельности, направлять смежным службам для обязательного исполнения и своевременно актуализировать его.

Так вот, держателем бизнес-процесса «Прием на работу» является служба кадров, но в нем содержится пошаговый функционал, который обязателен к применению и нашей службой охраны труда. Очень удобно и практично в работе. Такие бизнес-процессы, как «Предварительный медосмотр» (держатель — служба кадров), «Периодический осмотр» (держатель — служба охраны труда), «Ротация кадров» (держатель — служба кадров) во многом сближают наши службы и определяют основные обязанности по достижению общей трудовой цели.

Естественно, задокументированные бизнес-процессы не отменяют живого общения — только регулярные дискуссии и собрания служб охраны труда и кадров помогают решить даже самые сложные задачи». Подробнее о том, как выстроить взаимодействие службы охраны труда и кадровой службы при проведении обучения по охране труда, обеспечении работников СИЗ, смывающими и обезвреживающими средствами, как разграничить функции при направлении работников на медосмотры и разработать регламент взаимодействия между службами, вы узнаете на вебинаре «».

Шпаргалка В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  1. Образцы. Приказ и Дополнительное соглашение к трудовому договору о совмещении должностей 458.9 КБ

Для отображения формы необходимо включить JavaScript в вашем браузере и обновить страницу. 13 462 Подписываясь, вы соглашаетесь на и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур. Бесплатно Герасименко Н. С., Конюхова Е.

В. Вебинар, 19 мая, 10:00 мск Герасименко Н. С. Вебинар, 9 июня, 10:00 мск Любимов А.

А. Запись вебинара Статьи по теме

Медосмотры работников: ответы на частые вопросы кадровиков и директоров


Вправе ли работодатель требовать прохождения медосмотра в день, который является для работника выходным? Правомерно ли требование работодателя о прохождении работником периодического медосмотра за свой счет с последующей компенсацией расходов? К какому выводу пришел ВС РФ относительно прохождения медосмотров работниками торговли?

Какое заключение сделал ВС РФ в части прохождения медицинских осмотров работниками торговли, которые занимаются аналитической и административной деятельностью?

Какая ответственность грозит работодателю за допуск работника к исполнению трудовых обязанностей без прохождения обязательного медосмотра, обязательного психиатрического освидетельствования либо при наличии у него медицинских противопоказаний? Работники, занятые на работах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры для определения пригодности этих работников к выполнению поручаемой им работы и предупреждения профессиональных заболеваний (ч.

1 ст. 213 ТК РФ). В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.

Порядок проведения обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н

«Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований)»

(далее – Порядок, Перечень факторов, Перечень работ). Согласно ч. 8 ст. 213 ТК РФ предусмотренные этой статьей медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.

Напомним, Правилами финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма предусмотрено, что за счет сумм страховых взносов страхователь вправе осуществлять, в частности, расходы на проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (пп. «е» п. 3). Для обоснования финансового обеспечения проведения обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников страхователь представляет поименный список работников, подлежащих прохождению обязательных периодических медицинских осмотров (обследований), утвержденный страхователем в соответствии с Порядком. Поименные списки разрабатываются в соответствии с п.

19 Порядка на основании контингентов работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным медосмотрам, с указанием вредных (опасных) производственных факторов, а также вида работы согласно Перечню факторов и Перечню работ.

Включению в списки контингента и поименные списки подлежат работники, подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в Перечне факторов, а также вредных производственных факторов, наличие которых установлено по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в предусмотренном порядке.

ФСС в Письме от 17.05.2016 № 02‑09‑14/16‑05‑8715 уточнил: решение о финансовом обеспечении проведения обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников принимается исполнительным органом ФСС на основании представленных документов в соответствии с Правилами финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и на основании Порядка.

Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами (ч. 1 ст. 76 ТК РФ). Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на все время до устранения обстоятельств, ставших основанием для отстранения от работы (недопущения к работе), если иное не установлено ТК РФ, другими федеральными законами (ч. 2 ст. 76 ТК РФ). Согласно ч. 3 ст.

76 ТК РФ в период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется. В случае отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата труда за все время отстранения от работы как за простой.

Следует отметить, что нормами действующего законодательства не урегулирована ситуация, когда работник в свой выходной день направлен на медосмотр. По мнению Роструда, высказанному на его официальном сайте, прохождение работником медицинского осмотра в день, являющийся для него в соответствии с графиком работы выходным, должно осуществляться по правилам привлечения работников к работе в выходные или нерабочие праздничные дни. Дело в том, что согласно ч. 1 ст.

113 ТК РФ работа в выходные и нерабочие праздничные дни запрещается, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ. Работники привлекаются к работе в выходные и нерабочие праздничные дни с их письменного согласия в случае необходимости выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или ее отдельных структурных подразделений в частности, индивидуального предпринимателя (ч.

2 ст. 113 ТК РФ). Напомним, что привлечение работников к работе в выходные и праздники без их согласия допускается в следующих случаях:

  1. для предотвращения несчастных случаев, уничтожения или порчи имущества работодателя, государственного или муниципального имущества;
  2. для выполнения работ, необходимость которых обусловлена введением чрезвычайного или военного положения, а также неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (при пожаре, наводнении, голоде, землетрясении, эпидемии или эпизоотии) и иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части (ч. 3 ст. 113 ТК РФ).
  3. для предотвращения катастрофы, производственной аварии либо устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия;

В других случаях привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни допускается с письменного согласия работника и с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (ч. 5 ст. 113 ТК РФ). По правилам ч.

8 ст. 113 ТК РФ привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится по письменному распоряжению работодателя. Если работник не согласен на прохождение медицинского осмотра в выходной день, требовать от него этого работодатель не вправе. Привлечь работника к прохождению медосмотра в выходной или праздник работодатель может только с письменного согласия работника.

На практике довольно распространена ситуация, когда работодатель предлагает работнику пройти периодический медицинский осмотр за свой счет, а затем возмещает ему расходы. В случае отказа работника от прохождения медосмотра на таких условиях работодатель не допускает его к работе.

Правомерны ли действия работодателя? Как уже было отмечено, работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр. Что касается прохождения медосмотров за счет работника с последующей компенсацией расходов, надо иметь в виду следующее.

Предварительные и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями любой формы собственности, имеющими право на проведение таких осмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности в соответствии с действующими нормативными правовыми актами (п.

4 Порядка). Следует отметить, что отсутствие договора об оказании услуг по проведению предварительных (периодических) медосмотров работников, заключаемого работодателем и медучреждением, не является нарушением действующего законодательства. При этом работодатель должен исполнить обязанность по организации проведения обязательных медицинских осмотров без заключения каких‑либо договоров с медицинской организацией. В таких случаях работодатель обычно выдает работнику направление на обязательный медицинский осмотр, а после его прохождения возмещает ему произведенные расходы.

Следует отметить, что Минфин придерживается иного мнения по данному вопросу. В Письме от 08.02.2018 № 03‑15‑06/7527 ведомство рассмотрело вопрос об обложении НДФЛ и взносами доходов работников организации пищевой промышленности в виде сумм оплаты прохождения ими обязательных медосмотров. Чиновники указали на неправомерность популярной среди работодателей практики, при которой работники проходят данные медосмотры за свой счет, а затем получают от работодателя компенсацию соответствующих расходов.

Как отмечено в письме, предусмотренные ст. 213 ТК РФ медицинские осмотры (обследования) осуществляются за счет средств работодателя, оплата предварительных медицинских осмотров работников за счет их собственных средств с последующим возмещением таких расходов работодателем законодательством не установлена.

Хотя ТК РФ не конкретизирует, каким именно образом работодатель должен оплатить работникам прохождение медицинских осмотров, по смыслу п. 23, 25, 26, 42, 44 Порядка для целей проведения медосмотров работников предполагается непосредственное взаимодействие между работодателем и медицинской организацией.

Фактически исполнение содержащихся в данных нормах требований без установления договорных отношений между указанными сторонами невозможно.

Таким образом, работодатель, направляющий своих работников на медосмотры, обязан оплачивать соответствующие услуги медицинской организации самостоятельно в рамках договора с ней.

Следовательно, ситуация, при которой договор с медицинской организацией на проведение обязательных медицинских осмотров работодатель не заключает, а лишь компенсирует расходы работников, которые самостоятельно оплачивают медицинские услуги в рамках проведения медосмотров, может расцениваться как нарушающая требования законодательства об охране труда и работодатель может быть привлечен к административной ответственности. В частности, к такому выводу пришли арбитры в Постановлении Октябрьского районного суда г. Самары Самарской области от 13.05.2015 № 12‑232/2015.

Верховный суд в Постановлении от 06.12.2017 № 34‑АД17-5 признал, что отправлять на медосмотры нужно всех работников организаций, и подтвердил правомерность наложения на работодателя штрафа в размере 120 000 руб. за допуск к работе лиц, не прошедших медосмотр. Согласно материалам дела организация специализировалась на оптовой торговле машинами, оборудованием и принадлежностями к ним.

В свое оправдание она привела доводы о том, что допущенные к работе без медосмотра сотрудники занимались не реализацией продукции, а лишь аналитической и административной деятельностью.

Отказав организации, суд учел следующее:

  1. на основании ч. 2 ст. 213 ТК РФ работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний;
  2. согласно п. 1 ст. 34 Федерального закона № 52‑ФЗ работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные (при поступлении на работу) и периодические профилактические медицинские осмотры в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний;
  3. в соответствии с п. 15 Перечня работ обязательные медицинские осмотры проводятся в отношении работников, занятых на работах в организациях общественного питания, торговли, буфетах, на пищеблоках, в том числе на транспорте.
  4. в силу п. 4 ст. 34 Федерального закона № 52‑ФЗ работники, отказывающиеся от прохождения медицинских осмотров, не допускаются к работе;

Итак, проанализировав вышеназванные нормы, ВС РФ отметил, что в Перечне работ речь идет о труде во всех организациях торговли. Ни конкретные ее виды, ни реализуемая продукция в данном документе не указаны. При этом суд учел, что есть специальные противопоказания для тех, кто изготавливает и реализует пищевую продукцию.

В остальной части правила касаются всех без исключения работников торговли.К сведению Роспотребнадзор придерживался иного мнения: проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, наличие личных медицинских книжек предусмотрены для работников, занятых на работах, которые связаны с хранением, перевозкой (транспортированием) и реализацией пищевой продукции и при выполнении которых осуществляются непосредственные контакты работников с продовольственным (пищевым) сырьем и (или) пищевой продукцией (Ответы на вопросы, полученные до и во время проведения 25 мая 2017 года публичных обсуждений результатов правоприменительной практики Роспотребнадзора. Для отдельных категорий работников может быть установлено требование о прохождении обязательного медицинского осмотра в начале, в течение и (или) в конце рабочего дня (смены). Необходимость прохождения таких осмотров может предусматриваться Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (ч.

3 ст. 213 ТК РФ). К числу работников, которые должны проходить такие медосмотры, относятся, в частности, следующие.Категория работниковНормативные акты Водители транспортных средств, в частности, служебных легковых автомобилей Часть 3 ст. 213 ТК РФ, абз. 3, 4 п. 3 ст.

23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196‑ФЗ, Приказ Минздрава РФ от 15.12.2014 № 835н

«Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров»

Работники, непосредственно занятые на работах, связанных с обслуживанием объектов электроэнергетики Абзац 1 п.

3 ст. 28 Федерального закона от 26.03.2003 № 35‑ФЗ, Порядок проведения осмотров, утвержденный Приказом Минэнерго РФ от 31.08.2011 № 390 (в соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 28 Федерального закона № 35‑ФЗ и на основании положений абз.

1 п. 1, пп. 4.2.15 п. 4 Положения о министерстве энергетики РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.05.2008 № 400) Работники железнодорожного транспорта, которые осуществляют деятельность, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, и перечень профессий которых определяет федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта Абзац 3 п.

3 ст. 25 Федерального закона от 10.01.2003 № 17‑ФЗ, Порядок проведения осмотров, утвержденный Приказом Минтранса РФ от 16.07.2010 № 154 (в соответствии с абз. 3 п. 3 ст. 25 Федерального закона № 17‑ФЗ и на основании положений абз.

1 п. 1, пп. 5.2.55 п. 5 Положения о Минтрансе РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 395) Члены экипажей гражданских воздушных судов, диспетчеры управления воздушным движением Пункты 1, 1.10 приложения 14 к Федеральным авиационным правилам

«Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации»

(ФАП МО ГА-2002), утвержденным Приказом Минтранса РФ от 22.04.2002 № 50 Работники, занятые на подземных работах Часть 5 ст.

330.3 ТК РФ, п. 1 Положения о Министерстве здравоохранения РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 № 608, Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, который в части правил проведения предсменных и послесменных медосмотров распространяется, в частности, на работников, занятых на подземных работах, утвержденный Приказом Минздрава РФ № 835н Как учитывается время на прохождение обязательных медосмотров в начале, в течение и (или) в конце рабочего дня (смены)?

Согласно ч. 3 ст. 213 ТК РФ время, затраченное на осмотры, включается в рабочее время. Например, рабочий день сотрудника составляет восемь часов: с 8.00 до 17.00 (включая часовой обеденный перерыв).

Должность работника предусматривает ежедневный медосмотр в начале смены.

Следовательно, осмотр может начаться в 8.00 и независимо от его продолжительности (10, 20 или 35 минут) работник должен закончить смену в 17.00.

Допуск к исполнению трудовых обязанностей работника, который не прошел в установленном порядке обязательный предварительный или периодический медицинский осмотр, обязательный медицинский осмотр в начале рабочего дня (смены), обязательное психиатрическое освидетельствование или имеет медицинские противопоказания, может повлечь административное наказание по ч.

3 ст. 5.27.1 КоАП РФ в виде наложения штрафа:

  1. на юридических лиц – в размере от 110 000 до 130 000 руб.
  2. на должностных лиц и ИП – в размере от 15 000 до 25 000 руб.;

Работодатели также могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, если в нарушение государственных нормативных требований охраны труда они не организовали проведение иных предусмотренных законом медосмотров (например, обязательного послерейсового медосмотра водителя, который занят перевозкой пассажиров). В случае повторного совершения аналогичных правонарушений указанные лица могут быть привлечены к административной ответственности по ч.

5 ст. 5.27.1 КоАП РФ. * * * Перечислим основные моменты, обозначенные в статье: – обязательные медицинские осмотры осуществляются за счет средств работодателя.

При этом можно обратиться в ФСС за финансовым обеспечением проведения таких осмотров; – работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр; – если работник не согласен на прохождение медицинского осмотра в выходной день, требовать от него этого работодатель не вправе.

Привлечь его к прохождению медосмотра в выходной или праздник работодатель может только с письменного согласия работника; – не является нарушением законодательства отсутствие договора об оказании услуг по проведению предварительных (периодических) медосмотров работников, заключаемого работодателем и мед­учреждением. Работодатель может выдать работнику направление на обязательный медицинский осмотр, а после его прохождения возместить ему произведенные расходы.

Вместе с тем, учитывая позицию Минфина и судебную практику, лучше организовать проведение медосмотров путем оформления договорных отношений с медучреждением; – по мнению ВС РФ, проходить ежегодные обязательные медо­смотры должны все сотрудники, работающие на предприятиях торговли. При этом не имеет значение, чем торгует фирма: пищевыми продуктами или непищевыми товарами; – если для отдельных категорий работников установлено требование о прохождении обязательного медицинского осмотра в начале, в течение и (или) в конце рабочего дня (смены), время, затраченное на такой осмотр, включается в рабочее время; – за несоблюдение требований по проведению обязательных медосмотров работодатель и его должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности.

В частности, допуск к работе сотрудника, не прошедшего медосмотр, если законодательством установлена обязанность его прохождения, грозит штрафом в размере до 130 000 руб. Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утв. Приказом Минтруда РФ от 10.12.2012 № 580н (действуют в редакции от 31.10.2017).