Главная - Другое - Обязательно ли применение ттн

Обязательно ли применение ттн


Обязательно ли применение ттн

Нужны ли покупателю для налогового учета ТН и ТТН при договоре транспортной экспедиции


Добавить в «Нужное» Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 11 мая 2012 г.Е.А. Шаронова, экономист

Мы благодарим нашу читательницу, главного бухгалтера Ольгу Анатольевну Чистякову, ООО «БЛЭР» (г. Казань), за предложенную тему статьи.

Многие покупатели по условиям договора сами забирают товар со склада поставщика. А для доставки товара привлекают экспедиторов по договору транспортной экспедиции.

И бухгалтеры организаций-покупателей в качестве документа, подтверждающего доставку товаров автотранспортом, требуют от экспедиторов и госкомстатовскую ТТН (форму № 1-Т), и правительственную ТН. Поскольку они опасаются, что при отсутствии обеих этих накладных налоговики при проверке исключат из «прибыльных» расходов затраты на доставку товаров.

О том, когда нужно оформлять транспортную накладную, и о порядке ее заполнения в различных ситуациях вы можете прочитать: Экспедиторы же, как правило, отказываются представлять ТН и ТТН клиентам, указывая, что между ними заключен договор транспортной экспедиции, а не договор перевозки. Давайте посмотрим, а нужны ли в такой ситуации покупателю ТТН и ТН, сможет ли покупатель получить эти накладные от экспедитора и на основании каких документов можно учитывать затраты на доставку. Действительно, после того как в июле прошлого года вступила в силу правительственная форма ТН, Минфин выпустил ряд писем, в которых указал, что для подтверждения затрат на перевозку груза автомобильным транспортом нужны

«как транспортная накладная, так и накладная по форме № 1-Т»

, .

Поскольку формулировка довольно неудачная и прочитать ее можно двояко, многие бухгалтеры и подумали, что нужно иметь обе накладные — и ТТН, и ТН. Хотя были и те, кто считал, что речь идет о наличии любой из накладных — либо ТН, либо ТТН. По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных услуг, связанных с перевозкой груза.

А к концу прошлого года Минфин решил, что в целях налогообложения прибыли расходы, связанные с перевозкой грузов, подтверждаются именно ТТН.

Ведь она служит для учета транспортной работы и расчетов заказчиков с перевозчиками. Да, правительственная ТН тоже обязательна к заполнению, поскольку устанавливает порядок организации перевозки грузов, но она нужна совсем для других целей, , . О том, кому, когда и зачем нужна ТТН, читайте: А вот молчавшая все это время ФНС порадовала налогоплательщиков в марте этого года, дав четкие и понятные разъяснения.

В целях исчисления налога на прибыль для подтверждения затрат по перевозке автотранспортом подойдет любая из накладных — либо ТН, либо ТТН.

Главное, чтобы она была правильно оформлена. Как упомянула сама налоговая служба, НК не устанавливает обязанности иметь два документа.

Раз уж ФНС проявила лояльность к налогоплательщикам, может, теперь и Минфин изменит свое мнение?

И оказывается, да. БАХВАЛОВА Александра Сергеевна Консультант Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России “Сейчас позиция Минфина изменилась, она отражена в Письме ФНС, которое согласовано с Минфином. На данный момент оба ведомства придерживаются мнения, что и ТТН, и новая транспортная накладная содержат практически идентичные реквизиты. Следовательно, организации вправе по своему усмотрению заполнять только одну из приведенных форм накладных.

Для целей налогового учета будет приниматься любая из них”. Но все эти разъяснения — по договору перевозки. Про подтверждение расходов на доставку по договорам транспортной экспедиции ни ФНС, ни Минфин не высказывались.

А вот московские налоговики ранее разъясняли, что для подтверждения расходов на перевозку в рамках договора транспортной экспедиции нужен комплект ТН плюс ТОРГ-12.

Ведь по сути ТОРГ-12 представляет собой товарный раздел ТТН, а ТН — транспортный раздел ТТН. При этом они указали, что ТН является основным перевозочным документом, который оформляет экспедитор и не важно, сам он перевозит груз или привлекает для этого перевозчика, , . Мы решили обратиться к специалисту Минфина с вопросом, разделяет ли он эту позицию.

Мы решили обратиться к специалисту Минфина с вопросом, разделяет ли он эту позицию. И получили такой ответ. “Когда заключается договор с транспортно-экспедиционной компанией, по которому экспедитор выполняет услуги по перевозке груза, у заказчика такой перевозки (покупателя товара) не возникает обязанности подтверждать расходы с помощью любой из транспортных накладных. В такой ситуации покупателю достаточно иметь на руках: экспедиторскую расписку, где отражены данные о грузоотправителе, грузополучателе и о товаре; ; акт оказанных услуг; счет-фактуру.

При наличии этих документов расходы на перевозку груза принимаются для целей налогового учета”. БАХВАЛОВА Александра Сергеевна Минфин России Как видим, мнения контролирующих органов несколько разошлись. Но на проверки-то ходят налоговики, которые запросто могут исключить из «прибыльных» расходов затраты, не подтвержденные, по их мнению, из-за того, что у вас нет ТН или ТТН.

Поэтому посмотрим, всегда ли клиент (покупатель товара) может и должен получить от экспедитора эти документы. Прежде всего вспомним, что и ТТН, и ТН составляются только при заключении договора перевозки.

То есть когда правоотношения возникают между владельцем автотранспорта (перевозчиком) и заказчиком автотранспорта (грузоотправителем). И по общему правилу ТН и ТТН составляет грузоотправитель, то есть тот, кто заказывает перевозку; ; ; . В таблице мы свели разные ситуации, когда покупатель сможет получить ТН или ТТН от экспедитора и когда нет.

Будет ли ТН или ТТН Кто в ТН или ТТН будет грузоотправителем и грузополучателем Пояснение 1. Экспедитор заключает договор перевозки от имени покупателя Да Грузополучатель и грузоотправитель — покупатель Экспедитор оформляет ТН от имени покупателя по доверенности.

У покупателя будет два экземпляра ТН — от экспедитора и от перевозчика 2.

Экспедитор заключает договор перевозки от своего имени, и товар напрямую доставляется перевозчиком со склада поставщика на склад покупателя Да Грузоотправитель — экспедитор Грузополучатель — покупатель Экспедитор оформляет ТН от своего имени. У покупателя будет один экземпляр ТН как у грузополучателя 3. Экспедитор заключает договор перевозки от своего имени, и товар доставляется перевозчиком на склад экспедитора, а потом экспедитор своим транспортом везет товар на склад покупателя Нет Грузоотправитель и грузополучатель — экспедитор Когда экспедитор везет товар со своего склада до склада покупателя своим автотранспортом, то ТН или ТТН он не составляет.

Ведь он является одновременно и грузоотправителем, и перевозчиком, а на этот случай Правила перевозок не распространяются.

Товар перевозится на основании путевого листа Как правило, экспедиторы забирают у поставщика товары сразу нескольких клиентов (покупателей) и оформляют всего одну ТН или ТТН на все грузы. И даже если экспедитор предоставит копию этой ТН или ТТН покупателю, это ничего последнему не даст. Ведь в ТН указывается обобщенное наименование груза (а не конкретное название товара, как в ТОРГ-12) и количество принятых к перевозке грузовых мест, например коробок, ящиков и т.

п. (а не количество штук, как в ТОРГ-12). И вычленить свой товар и свою стоимость перевозки из этой ТН не получится (например, вы заплатили экспедитору 1000 руб. за доставку 20 коробок конфет «Мишка», а в экспедиторской ТН будут указаны 1000 коробок кондитерских изделий и стоимость перевозки 20 000 руб.) 4.

Экспедитор заключает договор перевозки от своего имени, и товар доставляется перевозчиком сначала на склад экспедитора, а потом со склада экспедитора перевозчик везет товар на склад покупателя По перевозке до склада экспедитора — нет Грузоотправитель и грузополучатель — экспедитор У покупателя будет только ТН или ТТН на перевозку со склада экспедитора до склада покупателя По перевозке со склада экспедитора до склада покупателя — да Грузоотправитель — экспедитор Грузополучатель — покупатель 5. Экспедитор сам является перевозчиком Нет — Не нужно составлять ТН, так как заключен договор именно транспортной экспедиции, а не перевозки. Поскольку транспортная экспедиция — это самостоятельный вид договора, то нормы других видов договоров к нему неприменимы.

Так как экспедитор-перевозчик не заключает именно договор перевозки с покупателем, он везет груз на своем автомобиле и оформляет только путевой лист. А груз покупателю сдает по акту приема-передачи, составленному в произвольной форме Некоторые специалисты считают, что поскольку есть перевозка товара от поставщика покупателю (что, в общем-то, отрицать нельзя), то к договору экспедиции применяются правила договора перевозки. А раз заказчик перевозки — покупатель, он и должен составлять ТТН и ТН.

Тогда покупатель будет одновременно и грузоотправителем, и грузополучателем в ТН или ТТН, а экспедитор — перевозчиком После оказания экспедиторских услуг у покупателя будет такой комплект документов:

  1. экспедиторская расписка;
  2. счет-фактура на услуги, оказанные экспедитором;
  3. договор транспортной экспедиции;
  4. отчет экспедитора;
  5. платежные документы на оплату оказанных услуг.
  6. акт об оказании услуг;

Даже если экспедитор сам является перевозчиком, он все равно выдаст только экспедиторские документы, а не ТН или ТТН.

Ведь с покупателем заключен именно договор транспортной экспедиции, а не договор перевозки. Кстати, практики также считают, что экспедиторы не должны выдавать покупателям ни ТН, ни ТТН.

РАЖКОВСКИЙ Дмитрий Николаевич Главный бухгалтер ОАО «Российские коммунальные системы» “Если покупатель для доставки товара от поставщика заключает договор транспортной экспедиции (далее — договор ТЭ), в этом случае взаимоотношения покупателя и экспедитора регулируются нормами законодательства о транспортной экспедиции: гл.

41 ГК РФ, Федеральным законом от 30.06.2003 № 87-ФЗ, Правилами ТЭД, и Порядком оформления и формами экспедиторских документов. Так, экспедиторская расписка — документ, который подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от указанного клиентом грузоотправителя. Она заполняется в двух экземплярах, и ее оригинал вручается клиенту; ; .

Когда между покупателем и поставщиком заключается договор поставки, в рамках которого покупатель забирает товары со склада грузоотправителя, то поставщик оформляет товарную накладную по форме № ТОРГ-12 в двух экземплярах. Первый экземпляр остается у поставщика, и на его основании он списывает товары, а второй — передается покупателю и является основанием для оприходования этих товаров у него.

Таким образом, ни ТТН по форме № 1-Т, ни транспортную накладную стороны сделок оформлять не обязаны.

Расходы по доставке товаров в рамках договора ТЭ принимаются покупателем в налоговом учете на основании акта оказанных услуг и экспедиторской расписки.

Если экспедитор является одновременно и перевозчиком, все равно применяются правила ТЭ.

А значит, экспедитор-перевозчик должен использовать документооборот, предусмотренный Законом № 87-ФЗ. То есть оформлять экспедиторскую расписку”. Таким образом, перечисленных выше экспедиторских документов вполне достаточно, чтобы покупатель учел затраты на приобретение и доставку товара в расходах.
Таким образом, перечисленных выше экспедиторских документов вполне достаточно, чтобы покупатель учел затраты на приобретение и доставку товара в расходах.

Вместе с тем, поскольку налоговики считают, что при доставке товара автотранспортом у покупателя обязательно должна быть ТТН или ТН, есть вероятность, что без этих документов правомерность расходов на доставку придется доказывать в суде.

В большинстве случаев судьи соглашаются с тем, что расходы на доставку товара при исчислении налога на прибыль можно учесть и без ТТН, например, при наличии экспедиторских документов и ТОРГ-12. Ведь НК не содержит перечня документов, которыми подтверждаются произведенные расходы, и не ограничивает перечень документов, косвенно подтверждающих эти расходы, ; , , ; , , , , ; , ; . В то же время некоторые судьи считают, что ТТН является единственным документом, подтверждающим затраты по доставке товаров, в том числе и по договорам транспортной экспедиции; ; .

*** Ну и напоследок о приятном. Со следующего года унифицированные формы документов в бухучете перестанут быть обязательными. Утверждать формы первичных документов будет руководитель организации, .

А значит, у налоговиков уже не останется оснований указывать, что затраты на перевозку в налоговых целях подтверждает только ТТН.

Понравилась ли вам статья?

  1. Нет ответа по поставленные вопросы
  2. Статья появилась слишком поздно
  3. Почему оценка снижена?
  4. Другое
  5. Есть ошибки
  6. Нужно больше примеров
  7. Ничего нового не нашел
  8. Слишком теоретическая статья, в работе бесполезна
  9. Слишком много слов
  10. Тема не актуальна
  11. Аргументы неубедительны

Поставить оценку

Оценивать статьи могут только подписчики журнала «Главная книга» или по демодоступу.

  1. я подписчик электронного журнала
  2. хочу читать статьи бесплатно и попробовать все возможности подписчика
  3. я не подписчик, но хочу им стать
  • , № 7
  • , № 9
  • , № 1
  • , № 4
  • , № 2, № 2
  • , № 18
  • , № 16, № 16
  • , № 17
  • , № 4
  • , № 13, № 13
  • , № 3, № 3
  • , № 21, № 21
  • , № 13
  • , № 10
  • , № 9

ТТН или ТрН — что использовать? Консультация эксперта

28 января 2021 г.

13:31 Как выстроить доставку груза с соблюдением законодательства в части обмена документами? На вопросы читателя журнала «» отвечает бизнес-аналитик Synerdocs Алиса Муратова.

Читатель:Наша компания занимается поставкой оборудования.

Для покупателей все доставки являются бесплатными. Есть несколько путей отгрузок оборудования. Первая: Мы нанимаем транспортную компанию для перевозки груза от нашего продавца до нашего покупателя.

Рекомендуем прочесть:  Программы для переезда в австралию

Мы же являемся плательщиком. На складе покупателя отгрузку контролирует наш сотрудник (который занимается сопровождением отгрузки). Какие документы мы должны составить кроме ТОРГ-12 и счет-фактуры? Обязательна ли нужна ТТН от нашей компании для покупателя?

Алиса Муратова: Для того, чтобы корректно ответить на ваши вопросы, в первую очередь обратимся к законодательству, в частности, к Постановлению Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 (ред. от 12.12.2017, с изм. от 22.12.2018)

«Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом»

.

Юридические лица всех форм собственности, являющиеся отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом, обязаны вести учет по унифицированным формам первичной учетной документации, перечисленным в п. 1 постановления Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 (далее – Постановление N 78), в том числе с применением формы N 1-Т «Товарно-транспортная накладная» (далее – ТТН).

Кроме ТОРГ-12 и счета фактуры (далее СФ), при найме стороннего перевозчика необходимо также заключить договор перевозки, потому как в цепочке присутствует третье лицо – транспортная компания. Заключение договора подтверждается транспортной накладной, составленной грузоотправителем (если иное не предусмотрено договором).

Данный документ необходим вам (налогоплательщику) и грузополучателю, а также транспортной компании. Законодательство предусматривает как минимум 3 экземпляра транспортной накладной или 4 экземпляра ТТН по одному оригиналу на каждого из участников грузоперевозки, и 2 экземпляра для перевозчика – в зависимости от того, какой документ компания использует.

ТТН, как правило, используют тогда, когда немного номенклатурных позиций груза или при перевозке алкогольной продукции. Форма ТТН утверждена Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78

«Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте»

.

Транспортная накладная (далее – ТН) подтверждает заключение договора на перевозку между заказчиком грузоперевозки и исполнителем, форма регламентирована 272-м постановлением. В статье вы можете подробнее почитать об отличиях документов и условиях их применения. Тем не менее, законодательство не запрещает оформлять как ТН, так и ТТН и неоднократные разъяснения ФНС говорят о том, что выписывать оба документа одновременно нецелесообразно.

Конкретно в вашем случае вы можете составлять не ТТН, а ТН, и как раньше использовать ее в связке с ТОРГ-12.

Финансовые и налоговые органы считают, что если доставка производится силами сторонних организаций, наличие документа, подтверждающего оказание транспортных услуг, то есть ТН или ТТН, обязательно. Сервис обмена Synerdocs предлагает обмениваться транспортными накладными в электронном виде и значительно упрощать взаимодействие с участниками грузоперевозки.

Используя оператора, вы уже сегодня можете отказаться от привычных бумажных документов – ТОРГ-12, СФ, договоров, заявок – и перевести все операции с документацией в электронную плоскость.

Читатель: Вторая ситуация: наш сотрудник возит мелкий груз на своей машине. От точки А до точки Б (покупателя). Третья: наш сотрудник отвозит товар до терминала транспортной компании.

Какие здесь необходимы документы?

Алиса Муратова: Что касается вопроса о необходимости составления дополнительных документов в случае доставки продукции своими силами независимо от точки доставки до терминала транспортной компании или непосредственно до покупателя, существует два противоположных мнения. Опять же, опираемся на практику арбитражных судов.

Например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.04.11 N А19-13189/10.

Суть – без ТТН покупатель не сможет принять вычет НДС и отразить расходы.

К тому же в п. 2 инструкции «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом» говорится о том, что поставщик все же должен составить ТТН. Хотя инструкция утверждена в 1983 году, она до сих пор действует. Согласно второй точке зрения поставщику нет необходимости составлять ТТН, ведь транспортировка груза в конкретном случае — это внутренняя операция продавца.
Согласно второй точке зрения поставщику нет необходимости составлять ТТН, ведь транспортировка груза в конкретном случае — это внутренняя операция продавца.

При подобных обстоятельствах вполне достаточно оформить товарную накладную по форме ТОРГ-12, а стоимость доставки включить в цену товара или зафиксировать в акте оказанных услуг. В подтверждение: постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 29.12.10 N А27-11151/2010, ФАС Московского округа от 20.09.10 № КА-А40/10952-10). С одной стороны, в доставке участвуют только поставщик и покупатель, и не вовлечена третья сторона — транспортная компания.

Казалось бы, зачем тут составлять ТН/ТТН, но несмотря на некоторую положительную практику, во избежание конфликтов с налоговыми органами некоторые специалисты советуют их оформлять. С правовой и практической точки зрения, как считают юристы в области грузоперевозок, да и мы – эксперты в области ЭДО, обращаясь к письмам Минфина РФ от 17 августа 2011 г.

N 03-03-06/1/492 и N 03-03-06/1/500, нет договора перевозки (если транспортировка мелкого груза входит в должностные обязанности сотрудника) — ТН/ТТН не нужны.

Списание затрат на ГСМ, амортизацию и т. п. производится по путевым листам.

Далее взаимоотношения регулируются по договоренности с транспортной компанией. Если оформлением документов (часто это экспедиторская расписка) занимается перевозчик, то дополнительные документы не нужны, если договором предусмотрено обратное — клиент транспортной компании готовит документы самостоятельно. Читатель: И четвертая ситуация: заказ машины и оплата грузоперевозки ложится на нашего продавца.

Наш сотрудник только встречает машину и сопровождает до склада покупателя.

Хотелось бы понять, какие документы необходимы? Если мы в договорах с нашими покупателями будем прописывать, что доставка за наш счет, всё равно будет необходимость в оформлении ТТН? Есть еще транспортная накладная, в каких случаях можно применять только её? Также вопрос по сотруднику. Он сопровождает и контролирует отгрузки, подписывает документы.

Также вопрос по сотруднику. Он сопровождает и контролирует отгрузки, подписывает документы.

Мелкий груз возит на своей машине. Есть с ним трудовой договор, где указаны обязанности и должностная инструкция. Необходимо ли еще оформлять какие-либо документы?

ГСМ у него нет, нужно ли прописать, что входит в зарплату? Алиса Муратова: Транспортная или товарно-транспортная накладная также необходима, т. к. договор перевозки в любом случае имеет место быть, независимо от того, кто его заключил — получатель или отправитель (хоть это и противоречит буквальному толкованию ст.

785 ГК РФ). Отсутствие транспортной накладной будет означать для водителя как минимум штраф в размере 500 рублей (ст. 12.21 КоАП РФ), а как максимум — задержание транспортного средства с грузом в случае совместного рейда ГИБДД и УБЭПиПК (бывший ОБЭП). Говоря об отношении судов к ТН и ТТН, практикующие юристы и иные специалисты сходятся во мнении: «Важно содержание документа, а не форма».

Если в документе имеются все сведения, которые должны присутствовать в ТН/ТТН, то он так же подтверждает факт заключения договора перевозки. Для наглядности можно представить, что накладная пролинована пунктирными линиями, либо все сведения заключены в овальные графы — от этого транспортная накладная не перестаёт быть собой. Что касается оформления водителя, считаем, что каких-то дополнительных документов составлять не требуется.

Все взаимоотношения работника и работодателя регулируются ТК РФ.

Дополнительно: Количество документов, которые оформляются на перевозку, довольно большое. Это документы на груз (ТН, ТТН, доверенности на водителя), на автомобиль (путевые листы, водительские удостоверения, талоны о прохождении техосмотра, полис ОСАГО), договоры на страхование и пр. Оформление каждого из них зависит от формы взаимоотношений между участниками.

Например, когда вы нанимаете транспортную компанию, тогда заботы по оформлению документов на автомобиль полностью ложатся на нее, если же это ваш водитель, то это обязанность ваша. И так с каждым документом. Источник: Источник: Теги: Оцените: (5,00 — оценили 6 чел.) Поделитесь: Распечатайте:

Минфин разъяснил порядок применения транспортной накладной


Дата публикации: 23.09.2011 11:00 (архив) Межрайонная ИФНС России № 9 по Новгородской области информирует налогоплательщиков, что Минфин России письмом от 17.08.2011 №03-03-06/1-499 разъяснил порядокприменения транспортной накладной. Специалисты сообщили, как подтвердить затраты организации на перевозку груза автомобильным транспортом и факт его транспортировки в различных случаях.

Разобраны три ситуации: когда есть договор перевозки груза, когда документа нет (самовывоз груза покупателем) и когда грузоотправитель самостоятельно доставляет товар до склада покупателя.

В документе, в частности, говорится: В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации расходами признаются обоснованные и оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации затраты, понесенные налогоплательщиком. В случае наличия договора перевозки груза, подтверждение затрат организации на перевозку груза автомобильным транспортом и факта его транспортировки осуществляется на основании как транспортной накладной, так и накладной формы N 1-Т, используемой в бухгалтерском и налоговом учете. В случае если договор перевозки не заключался и покупатель собственным транспортом вывозит товар со склада грузоотправителя, услуги по перевозке не оказываются и транспортная накладная не составляется, а затраты на перевозку груза и факт его транспортировки подтверждаются путевым листом на транспортное средство.

В случае если грузоотправитель самостоятельно доставляет товар до склада покупателя, возникают гражданско-правовые отношения при оказании услуг по перевозке, связанные с необходимостью согласования условий и стоимости перевозки груза, а также места и даты доставки груза.

В данном случае затраты налогоплательщика на перевозку груза автомобильным транспортом и факт его транспортировки подтверждаются как транспортной накладной, так и накладной формы N 1-Т. Напомним, транспортная накладная – это перевозочный документ, подтверждающий заключение договора перевозки груза.

Об этом сказано в ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Форма и порядок заполнения транспортной накладной установлены Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272.
Форма и порядок заполнения транспортной накладной установлены Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272. Одновременно продолжают действовать

«Общие правила перевозки грузов автомобильным транспортом»

, утвержденные Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971 г., в соответствии с которыми основным документом, предназначенным для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом, является товарно-транспортная накладная.

Отдел работы с налогоплательщикамиМежрайонной ИФНС России № 9 по новгородской области Поделиться:

Когда, кому и зачем нужна ТТН

Добавить в «Нужное» Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 11 марта 2011 г.На вопросы отвечала В.А.

Полянская, экономист Налоговики при проверке обоснованности вычетов по НДС обращают особое внимание на наличие и правильность оформления такого первичного документа, как товарно-транспортная накладная (форма № 1-Т).

Это унифицированная форма, однако нет никаких четких инструкций о том, в каких случаях ее нужно оформлять, как ее правильно заполнить, кому она необходима и т. д. Поэтому, стараясь избежать споров с проверяющими, большинство организаций оформляют ТТН по поводу и без.

Давайте сначала разберемся, когда же все-таки нужна ТТН. Форма № 1-Т предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом.

Налоговики считают, что при доставке товаров автотранспортом ТТН следует оформлять во всех случаях без исключения; . И некоторые суды их поддерживают, .

Но и в Гражданском кодексе, и в Уставе автомобильного транспорта четко сказано, что ТТН подтверждает заключение договора перевозки груза (далее — Устав); . То есть ТТН служит оправдательным документом для подтверждения оказанных услуг по движению груза.

Составлять ее нужно только тогда, когда для перевозки товара привлекается транспортная компания. Н.И. Федорова, г. Иркутск Наш поставщик своего склада не имеет, товар мы забираем на собственном транспорте со склада другой организации — грузоотправителя. Нужна ли нам ТТН для подтверждения расходов?

: Вы приобретаете товар на условиях самовывоза и перевозите его на собственном транспорте, перевозчика нет, а значит, и оформлять ТТН не нужно. Для подтверждения факта приобретения товара и принятия его на учет достаточно формы № ТОРГ-12. Недавно такую позицию поддержал Высший арбитражный суд.

Этого же мнения придерживается и Минфин, .

Возможно, теперь, учитывая позицию ВАС и мнение Минфина по данному вопросу, налоговики не будут настаивать на оформлении ТТН при самовывозе. А для подтверждения расходов на перевозку, например для учета затрат на бензин, достаточно путевого листа, который оправдывает поездку. Г.А. Груздева, г. Екатеринбург Отпуская товар со склада своим покупателям, мы, как грузоотправитель, всегда составляем ТТН, независимо от того, кто забирает товар: сам покупатель или перевозчик.

Но в последнее время, когда клиенты сами забирают товар со склада, многие категорически не хотят подписывать наши экземпляры ТТН. Говорят, что им достаточно ТОРГ-12. Что нам делать? : Если покупатель сам забирает товар, то составлять ТТН действительно не нужно.

Как уже было сказано выше, ТТН нужна, только если к доставке привлекается перевозчик.

Для подтверждения передачи товара вам достаточно накладной ТОРГ-12, которую вы выставляете своим покупателям. Чтобы не было проблем с оформлением документов, лучше заранее обговорите со своим покупателем условия доставки и порядок оформления первичных документов и пропишите их в договоре.

А.П. Нихаева, г. Ростов-на-Дону Поставщик везет нам товар собственным транспортом и не выписывает ТТН.

Доставка товара по условиям договора оплачивается отдельно.

Какой документ должен быть оформлен на услуги доставки? Можно ли стоимость доставки указать в ТОРГ-12 отдельной строкой?

Форму товарно-транспортной накладной в электронном виде можно найти: : Указывать стоимость доставки в ТОРГ-12 отдельной строкой неправильно. Эта накладная применяется для оформления продажи товара, а не услуг. Унифицированной формы первичного документа для учета услуг по доставке нет.

Поэтому ваш поставщик может оформить документ в свободной форме, включив в него обязательные реквизиты первичного документа; . Например, это может быть акт оказанных услуг, содержащий сведения о транспортных расходах; .

Л.В. Черкасова, г. Казань В форме ТТН отсутствует отдельная графа для указания суммы НДС. Как заполнять графы «Цена» и «Сумма»: с НДС или без?

: В этих графах указываются суммы с учетом НДС. И вот почему. По договору перевозки перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз в пункт назначения и выдать его грузополучателю; . Перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его для перевозки и до момента выдачи грузополучателю и обязан в случае возникновения ущерба возместить его; .

ТТН служит основанием для расчетов между заказчиком автотранспорта и транспортной компанией. Если в процессе транспортировки с товаром что-либо случится (например, частично или полностью сломается, разобьется, потеряется), то возмещать убытки вам будут исходя из стоимости, указанной в ТТН, то есть с НДС. Е.А. Киселева, г. Кострома Налоговая отказывает в возмещении НДС по товару из-за того, что цена в товарной накладной и счете-фактуре не совпадает с ценой в ТТН.

Обоснованны ли претензии проверяющих? : Требование налоговой инспекции необоснованно.

Документом, на основании которого НДС принимается к вычету, является счет-фактура. Первичными документами, подтверждающим принятие товара на учет, являются не только ТТН, как считают налоговики, но и другие первичные документы, например товарные накладные или акты приема-передачи; , ; . Поэтому счета-фактуры и товарной накладной ТОРГ-12 в вашем случае достаточно для подтверждения вычета НДС.

И.П. Казакова, г. Домодедово, Московская обл.

По договору доставить товар до склада покупателя должны мы (поставщик).

Для этого мы нанимаем транспортную компанию. При заполнении ТТН возник вопрос: кого указать в заголовочной части ТТН в графе «Плательщик»: нас (мы оплачиваем услуги транспортной организации) или нашего покупателя (он оплачивает товар, перевозимый по этой накладной)? : В Порядке заполнения ТТН ответа на свой вопрос вы не найдете.

Но в 1983 г. была утверждена Инструкция о порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом (далее — Инструкция), которая в настоящее время не утратила силу. В ней сказано, что в строке «Заказчик (плательщик)» ТТН нужно указывать наименование организации, производящей оплату транспортной работы по данной ТТН. Хотя этот документ устанавливает правила заполнения уже не действующей формы, термины, использующиеся в нем, вполне применимы и в отношении актуальной ТТН.

Указание в графе «Плательщик» именно заказчика по договору перевозки также можно обосновать следующим. Назначение ТТН — учет расчетов за перевозку, а не за транспортируемый товар.

На практике же многие организации указывают в графе «Плательщик» того, кто платит за товар, сравнивая товарный раздел ТТН с накладной ТОРГ-12. А.Ю. Дудин, г. Москва Мы своего склада не имеем. Отгрузка товара идет со склада нашего поставщика, который доставляет груз сразу нашему покупателю.

Поставщик (он же грузоотправитель) выписывает ТТН и заполняет все графы, в том числе и товарный раздел со своими продажными ценами. При получении груза наш покупатель расписывается в ТТН и получает ее экземпляр.

Мы не хотим, чтобы наш покупатель знал нашего поставщика и его цены. Есть ли возможность решить эту проблему?

: При таких условиях повлиять на заполнение ТТН вам не удастся. Графы «Цена» и «Сумма» должны быть заполнены поставщиком. Вряд ли у вас получится уговорить его оставить эти графы пустыми, так как в случае непредвиденных обстоятельств он не сможет взыскать ущерб с транспортной компании.

А указывать в ТТН ваши продажные цены он тоже едва ли согласится. Н.А. Артемова, г. Москва Наш поставщик поставляет нам товары из другого города.

Вместо привычных ТОРГ-12 и ТТН стали привозить «гибрид» накладной, то есть добавили в 1-Т некоторые реквизиты из ТОРГ-12. Можно ли на основании такого «гибрида» учитывать расходы на приобретение товара?

Возможны ли претензии со стороны налоговиков к вычету НДС по товару?

: Чтобы принять входной НДС к вычету, товары должны быть приняты на учет.

Поэтому нужны первичные документы, подтверждающие расходы на покупку товаров. НК не уточняет, какие именно это документы.

Сами контролирующие органы высказали мнение, что это может быть или товарно-транспортная накладная (форма № 1-Т), или товарная накладная (форма № ТОРГ-12), ; . Формы товарной накладной и товарно-транспортной накладной унифицированы, . Но при необходимости ТОРГ-12 и ТТН можно дополнить нужными реквизитами.

В своих письмах контролирующие органы против этого не возражают. Таким образом, вы можете учитывать товар по полученной от поставщика накладной (либо ТОРГ-12, либо ТТН, содержащей дополнительные реквизиты). Понравилась ли вам статья?

  1. Есть ошибки
  2. Аргументы неубедительны
  3. Нужно больше примеров
  4. Ничего нового не нашел
  5. Статья появилась слишком поздно
  6. Другое
  7. Слишком много слов
  8. Почему оценка снижена?
  9. Нет ответа по поставленные вопросы
  10. Тема не актуальна
  11. Слишком теоретическая статья, в работе бесполезна

Поставить оценку

Оценивать статьи могут только подписчики журнала «Главная книга» или по демодоступу.

  1. хочу читать статьи бесплатно и попробовать все возможности подписчика
  2. я подписчик электронного журнала
  3. я не подписчик, но хочу им стать
  • , № 9
  • , № 7
  • , № 1
  • , № 4
  • , № 2, № 2
  • , № 21, № 21
  • , № 16, № 16
  • , № 18
  • , № 13, № 13
  • , № 4
  • , № 17
  • , № 3, № 3
  • , № 9
  • , № 13
  • , № 10

Транспортная и товарно-транспортная накладные: правила использования

Транспортная накладная — это важнейший , который, собственно, подтверждает сам факт заключения договора на перевозку груза, регулирует процесс ее осуществления, служит основанием для учета транспортной работы и для расчетов с перевозчиком. Однако на сегодняшний день применяются две формы сопровождающего груз транспортного документа: старая — товарно-транспортная накладная (форма 1-Т) и новая — транспортная накладная. Дело в том, что с 25-го июля 2011-го года вступили в силу

«Правила перевозок грузов автомобильным транспортом»

, которые утвердили новую форму транспортного документа — транспортную накладную.

Вместе с тем Постановление Госкомстата РФ №78 от 28.11.1997 г., до того регламентировавшее использование товарно-транспортной накладной, тоже никто не отменял.

И в итоге — действующими сейчас одновременно являются две формы.

И транспортная, и товарно-транспортная накладные. Теоретически, товарно-транспортная и транспортная накладные взаимозаменяют друг друга. Ведь они обе выполняют одинаковые функции: доказывают факт осуществления грузоперевозки, определяют ее условия, служат основанием для расчета с перевозчиком, подтверждают расходы на доставку товара.

И обе содержат сведения о грузе и условиях его транспортировки. И хотя товарно-транспортная накладная шире по содержанию (в нее входят два раздела — товарный и транспортный), ее товарный раздел предназначен для бухгалтерского учета (списание и оприходование груза) и, по сути, к самому процессу транспортировки не относится. В этом смысле больше важен транспортный раздел, а в нем, в принципе, отражаются все те же необходимые сведения о перевозке груза и оказанных транспортных услугах, что и в отдельной транспортной накладной.

То есть: две формы документа повторяют друг друга, а потому при заключении договора на перевозку груза можно использовать либо транспортную, либо товарно-транспортную накладную.

Однако это — теоретически. Потому что практически, к сожалению, путаница в применении документа окончательно не разрешена (и разрешена она, видимо, будет только тогда, когда одна из форм накладной законодательно утратит силу).

Некоторые компании продолжают заполнять на один рейс и транспортную, и товарно-транспортную накладные, аргументируя это тем, что у этих документов все равно разные назначения. Мол, товарно-транспортная накладная нужна для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их доставку , а транспортная выполняет другую функцию — просто подтверждает расходы на перевозку и устанавливает порядок ее организации. Впрочем, Федеральная налоговая служба в письме от 21.03.2012 №ЕД-4-3/[email protected] уже разъяснила это противоречие, признав оформление двух документов избыточным и установив, что для подтверждения затрат на перевозку груза может использоваться либо товарно-транспортная, либо транспортная накладная.

Кроме того, есть еще мнение, что для транспортной и товарно-транспортной накладных определены разные сферы применения. Первая оформляется только тогда, когда к перевозке груза привлекается сторонняя транспортная компания, а вторая — и в случае заключения договора с перевозчиком, и в случае, если в качестве перевозчика выступает сам грузоотправитель или грузополучатель.

Хотя на самом деле в ситуации, когда роль перевозчика берет на себя поставщик либо покупатель, транспортные документы (ни транспортная накладная, ни товарно-транспортная) могут вообще не потребоваться.

С транспортной накладной все предельно ясно: она подтверждает факт заключения договора на перевозку груза.

Если таковой договор отсутствует (а доставка товара собственными силами его не подразумевает), то и оснований для оформления транспортной накладной нет. Тогда что вместо нее? Товарно-транспортная накладная?

Не обязательно. Покупателю, который на собственном транспорте осуществляет самовывоз груза, для оприходования товара понадобится только товарная накладная (форма ТОРГ-12), а для учета — путевые листы и документы на приобретение горюче-смазочных материалов.

То же самое, кстати, разъясняло и Министерство финансов РФ (в письмах от 02.09.2011 №03-03-06/1/540 и от 22.12.2011 №03-03-10/123 ), подтверждая, что в таком случае достаточно путевого листа на транспортное средство. Что касается поставщика, осуществляющего доставку товара покупателю собственными силами, то все зависит от того, на каких именно условиях проходит доставка.

Если по договору покупатель обязуется возместить транспортные расходы, то в таком случае поставщик выступает в роли перевозчика, а значит, оформление товарно-транспортной накладной (или просто транспортной) действительно необходимо. Для поставщика этот документ станет основанием для возмещения транспортных расходов.

В то время как в соответствии с товарной накладной (ТОРГ-12) он сможет списать, а покупатель — оприходовать товар.

Однако если доставка груза покупателю осуществляется за счет поставщика и на его транспорте, то транспортный документ не требуется: только товарная накладная (ТОРГ-12), путевой лист и подтверждение расходов на горюче-смазочные материалы. Кстати, товарная накладная (ТОРГ-12) оформляется каждый раз, когда доставка груза подтверждается транспортной накладной. Единственное, накладная ТОРГ-12 не обязательно должна сопровождать груз: поставщик может переслать ее покупателю через интернет (или почтой) или передать непосредственно водителем.

В первую очередь, естественно, количеством заполняемых разделов. Причем если транспортную накладную должен полностью заполнять грузоотправитель, то товарно-транспортную — грузоотправитель (товарный раздел) и перевозчик (транспортный раздел). Товарно-транспортная накладная предполагает четыре экземпляра: по одному для поставщика и для покупателя и два — для перевозчика (один он прикрепляет к счету по оплате транспортных услуг, а второй оставляет себе для учета выполненной работы).

Транспортная же накладная выписывается только в трех экземплярах: для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика.

Так как транспортная накладная регулирует только процесс грузоперевозки и порядок ее выполнения, она не требует таких сведений, как стоимость доставляемого товара.

Единственное, в 5-й графе среди указаний грузоотправителя может быть отмечена объявленная стоимость груза. Делается это чаще всего тогда, когда груз является особо ценным, и для того, чтобы в случае его порчи, потери и пр.

по вине перевозчика рассчитать причитающуюся с него сумму ущерба. В отличие от товарно-транспортной, транспортная накладная хотя и не предполагает, например, детального описания погрузочно-разгрузочных работ (с перечислением операций, использованных механизмов, способов и т.д.), однако включает в себя все сведения, необходимые для лучшей организации перевозки и контроля за ее выполнением. Согласовывает предельные сроки доставки, погрузки и разгрузки, устанавливает штрафные санкции за простой, невывоз груза, несвоевременное предоставление , и др.

Содержит указания грузоотправителя: желательные вместимость и грузоподъемность транспортного средства, рекомендованные сроки и температурный режим перевозки (для ), запрет на перегрузку, информацию по каждому , изделию и материалу в соответствии с ДОПОГ. Определяет порядок измерения массы груза, выполнения погрузочно-разгрузочных работ, опломбирования транспортных средств и контейнеров, необходимость их промывки и дезинфекции.

Подтверждает разрешение на проезд по автомобильным дорогам с описанием установленного маршрута (для опасных, ), а также закрепляет .

Кроме того, транспортная накладная не требует детального перечисления того, из чего складывается стоимость перевозки (тариф за тонну, за тонно-километр, разбивка пройденного расстояния в зависимости от категории дорог, время простоя под погрузкой и разгрузкой, доплата за срочность и пр.), как это делается при оформлении товарно-транспортной накладной. В транспортной накладной выставляется конечная стоимость услуги, однако вместе с тем прозрачны дополнительные расходы перевозчика: отдельно указываются траты на получение разрешения (для опасных, крупногабаритных и(или) тяжеловесных грузов), на оплату проезда , на выполнение погрузочно-разгрузочных работ, промывку и дезинфекцию транспортного средства.

Плюс, включены графы, специально предназначенные для фиксирования нарушений со стороны грузоотправителя, грузополучателя или перевозчика и установления размера штрафных санкций. Вообще же, порядок заполнения транспортной накладной регулируется Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом (Приложением №4 «Транспортная накладная (Форма)») и достаточно прост: все разделы пронумерованы, озаглавлены, а их назначение ясно и доступно изложено в соответствующих подписях к графам. Что еще нужно знать, так это то, что число транспортных накладных зависит от количества транспортных средств, перевозящих груз (на каждый автомобиль — по накладной).

При этом одна транспортная накладная может быть составлена на несколько партий разных товаров, но только в том случае, если они едут от одного продавца (или из одного консолидационного склада) к одному покупателю.