Главная - Трудовое право - Основные положения трудового кодекса рф об охране труда

Основные положения трудового кодекса рф об охране труда


Условия и режим Охрана труда: обязанности и права


26.09.2019 200 5 мин.Создавать безопасные условия труда для своих сотрудников – одна из обязанностей работодателя. На регулярной основе руководство должно проводить проверку рабочих мест, приобретать необходимое оборудование и спецодежду. Чем большее количество служащих занято на предприятии, тем сложнее осуществлять контроль над охраной туда. В связи с этим организуются специальные службы или назначаются ответственные лица.Содержание статьи:Под охраной труда согласно Трудовому кодексу (раздел 10) подразумевается комплексная система по обеспечению безопасности на предприятии.

Все меры должны быть направлены на защиту здоровья каждого члена коллектива.Допустимыми условиями труда признаются такие, при которых исключено влияние опасных или вредоносных факторов. Важнейшим документом, гарантирующим, что нет риска для здоровья работника, является сертификат.Трудовой кодекс по охране труда – это 10-й раздел документа.
Важнейшим документом, гарантирующим, что нет риска для здоровья работника, является сертификат.Трудовой кодекс по охране труда – это 10-й раздел документа. В 33 главе представлены основные положения по данному вопросу.

Рассмотрим нормативный акт постатейно:

  • 210 – государственная политика в области безопасности на предприятиях.
  • 209 – базовые аспекты — определение термина «охрана труда», значения понятий «рабочее место», «условия службы» и так далее.

В главе 34 описаны базовые требования:

  1. 215 – соответствие выпускаемых продуктов технике безопасности.
  2. 211 – государственные нормативы;
  3. 212 – обязанности руководства;
  4. 213 – медосмотры сотрудников;
  5. 214 – задачи работника;

35 глава кодекса посвящена организации охраны труда:

  • 216 – управление в данной области осуществляется Правительством РФ, а также подчиненными ему ведомствами.
  • 217 – организация служб.
  • 218 – создание комиссий.

Глава 36 рассматривает основные права сотрудников на безопасные условия труда. Далее рассмотрим некоторые статьи 34-36 глав детальнее, чтобы раскрыть понятие охрана труда в Трудовом кодексе РФ.Как отмечалось выше, основным требованиям в области охраны труда посвящена 34 глава Трудового кодекса.

Далее более подробно рассмотрим некоторые из ее положений.На государственном уровне устанавливаются определенные нормативы по обеспечению безопасности на предприятиях.

Они являются гарантией того, что будет максимально исключен риск нанесения вреда жизни и здоровью граждан.Основные положения зафиксированы в федеральных законах, но некоторые аспекты раскрываются в локальных нормативных актах, принимаемых на уровне субъекта. Это связано с наличием определенной специфики в ряде регионов со сложными климатическими условиями.Государственные нормативы включают в себя принципы, руководства и критерии оценки уровня безопасности. Порядок разработки новых актов, связанных с охраной труда, регламентируется Правительством РФ.Задача и обязанность каждого работодателя гарантировать безопасность на местах службы для всех своих подчиненных.

В связи с этим на руководство возлагаются следующие виды ответственности по охране труда в Трудовом кодексе:

  • Недопущение к деятельности лиц, которые не знают инструкцию по технике безопасности.
  • Социальное страхование, выраженное в ежемесячных отчислениях в ФСС, всех служащих.
  • Организация контроля над соблюдением всех норм, указанных в федеральном и локальном законодательстве посредством назначения ответственного сотрудника или создания отдела.
  • Приобретение особых защитных средств, элементов одежды и обуви, если это требуется по технике безопасности, например, при работе на опасных производствах.
  • Контроль над целостностью сооружений, в которых трудятся инженеры и другие граждане, безопасностью используемых при производстве механизмов и сырья.
  • Проведение за свой счет регулярных проверок оборудования, а также здоровья сотрудников.
  • Следование режиму отдыха, который соответствует закону.
  • Раздача средств персональной и коллективной защиты.
  • Принятие мер по нейтрализации потенциально опасных и аварийных ситуаций.

Также к задачам начальства по Трудовому кодексу по охране труда на предприятии относится своевременное информирование сотрудников о технике безопасности, делается это посредством инструктажа. Все служащие, прослушавшие его, должны поставить подпись в специальном акте.Лица, задействованные на опасных и вредных предприятиях, должны на регулярной основе проходить медицинский осмотр. Он направлен на определение того, насколько человек пригоден для выполнения должностных задач, предусмотренных трудовым договором.

Медицинское обследование проводится до приема на работу, а затем с периодичностью, определяемой компанией.

Чаще всего – ежегодно, но не реже, чем раз в пять лет.Важно знать!

В обязательном порядке медицинское обследование проходят граждане, занятые в сфере общественного питания, очистки и подачи воды и работники детских учреждений.

Подобные осмотры направлены на защиту населения.Для исключения каких-либо либо рисков для жизни и здоровья служащих важны не только действия работодателя, но и самих работников.

В связи с этим введен перечень обязательств для сотрудников по Трудовому кодексу РФ по охране труда.Основные положения документа:

  1. прохождение инструктажа по технике безопасности и при необходимости специализированного обучения;
  2. своевременное информирование руководства о возникающих опасных ситуациях, потенциальных авариях, обо всех несчастных случаях;
  3. соблюдение правил безопасности, установленных на предприятии;
  4. верное использование средств защиты;
  5. прохождение медицинских осмотров – при приеме и в соответствии с графиком, установленным в компании.

Отметим, что служащий обязан говорить и о возникающих проблемах с его здоровьем.

Во-первых, болезнь потенциально опасна для него самого, если своевременно ее не вылечить.

Во-вторых, есть риск заражения других членов коллектива и даже сторонних лиц.Под организацией охраны труда понимается распределение полномочий между органами на уровне государства и отделами в компании.

Власти при этом выполняют нормативные, регулятивные, контролирующие функции.На основании численности компании и специфики ее деятельности допустимо три возможных варианта действий:

  • Введение должности ответственного уполномоченного специалиста, прошедшего обучение в данной области.
  • Привлечение сторонних организаций, предоставляющих услуги по обеспечению безопасности.
  • Создание службы охраны труда. Обязательно, если на предприятии свыше ста сотрудников.

Что касается структуры службы, то она определяется руководителем на основании рекомендаций из нормативных актов, с учетом специфики фирмы.Орган, создаваемый по желанию работников — комиссия по охране труда.

В его состав входят люди со стороны работодателя, а также профсоюза или альтернативной организации, которая уполномочена представлять интересы служащих. Задачи комитета основаны на проведении проверок, профилактике безопасности. Обо всех действиях участники отчитываются перед коллективом.Любой трудоустроенный гражданин обладает набором прав, связанных с охраной труда.
Обо всех действиях участники отчитываются перед коллективом.Любой трудоустроенный гражданин обладает набором прав, связанных с охраной труда.

Базовые из них представлены ниже:

  1. участие в медицинском осмотре, оплачиваемом работодателем.
  2. отказ от деятельности, которая опасна;
  3. своевременное получение полных сведений о потенциальных рисках;
  4. место службы, соответствующее нормам безопасности;
  5. страхование от аварий и иных несчастных случаев на работе;

Помимо этого, сотрудник вправе отправить запрос на проведение проверки предприятия.На основании кодекса об Административных Правонарушениях за пренебрежение нормативными требованиями охраны труда на должностные лица и работодателя налагаются денежные штрафы. Их размер определяется тяжестью проступка и серьезностью наступивших последствий.Рассмотрим несколько примеров:

  1. нарушение государственных нормативов – от 50 000 рублей.
  2. сотрудник не прошел медицинский осмотр – от 100 000 рублей;
  3. не обеспечение специальными средствами защиты – от 150 000 рублей;

Внимание! На основании представленных данных можно сделать вывод, что несоблюдение норм охраны труда чревато серьезными денежными потерями.Обеспечение охраны труда – одна из обязанностей работодателя, прописанная в законодательстве.

Руководство должно строго следовать нормам, установленным на федеральном и региональном уровнях. У сотрудников компании также есть перечь обязательств в отношении обеспечения безопасности.

Статья 209. Основные понятия

При этом необходимо иметь в виду, что если в трудовом договоре, заключенном с работником, либо локальном нормативном акте работодателя (приказе, графике и т.п.) не оговорено конкретное рабочее место этого работника, то в случае возникновения спора по вопросу о том, где работник обязан находиться при исполнении своих трудовых обязанностей, следует исходить из того, что в силу части шестой Кодекса рабочим местом является место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя; В соответствии со Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.

3; 2006, N 27, ст. 2878; 2008, N 30, ст. 3616; 2011, N 27, ст. 3880; N 30, ст.

4590; 2013, N 52, ст. 6986) и Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г.

N 610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3528; 2014, N 32, ст. 4499), приказываю: В соответствии со Трудового кодекса Российской Федерации под производственной деятельностью понимается совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.

Трудового кодекса Российской Федерации и Федеральным от 17.07.1999 N 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» рабочее место определяется как место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Трудового кодекса Российской Федерации и Федеральным от 17.07.1999 N 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» рабочее место определяется как место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Трудового кодекса Российской Федерации (далее — Трудовой кодекс) рабочее место определяется как место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Понятие «производственная деятельность» приведено в Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которому производственная деятельность — совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг. В целях реализации норм Трудового Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. I), ст. 3), Федерального «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст.

3702) и в соответствии с Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2001 г. N 663 «О внесении изменения в Положение о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации» Министерство труда и социального развития Российской Федерации постановляет:

«Основы законодательства Российской Федерации об охране труда» (утв. ВС РФ 06.08.1993 N 5600-1) (ред.

от 18.07.1995)

ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИОБ ОХРАНЕ ТРУДА(в ред.

Федерального закона от 18.07.95 N 109-ФЗ)Настоящие Основы устанавливают гарантии осуществления права трудящихся на охрану труда и обеспечивают единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности и направлены на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности и в связи с ней.
Федерального закона от 18.07.95 N 109-ФЗ)Настоящие Основы устанавливают гарантии осуществления права трудящихся на охрану труда и обеспечивают единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности и направлены на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности и в связи с ней.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯСтатья 1.

Понятие охраны трудаОхрана труда — система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.Статья 2. Законодательство Российской Федерации об охране труда и сфера его действияЗаконодательство Российской Федерации об охране труда состоит из соответствующих норм Конституции Российской Федерации, настоящих Основ и издаваемых в соответствии с ними законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.Гарантии реализации права работников на охрану труда и нормативные требования по охране труда, установленные законодательными актами республик в составе Российской Федерации, не могут быть ниже гарантий и нормативных требований, предусмотренных настоящими Основами.Действие настоящих Основ распространяется на:предприятия, учреждения и организации (в дальнейшем — предприятия) всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности;работодателей;работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях;работников кооперативов;студентов образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, учащихся образовательных учреждений среднего, начального профессионального образования и образовательных учреждений основного общего образования, проходящих производственную практику; военнослужащих, привлекаемых для работы на предприятиях;граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы на предприятиях.На граждан Российской Федерации, работающих по найму в других государствах, распространяется законодательство об охране труда государства работодателя, а на иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих на предприятиях, находящихся в юрисдикции Российской Федерации, распространяется законодательство об охране труда Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами (соглашениями) Российской Федерации.Статья 3. Основные принципы государственной политики в области охраны трудаГосударственная политика в области охраны труда предусматривает совместные действия органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, объединений работодателей, профессиональных союзов в лице их соответствующих органов и иных уполномоченных работниками представительных органов по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности предприятия;координация деятельности в области охраны труда, в других областях экономической и социальной политики, а также в области охраны окружающей природной среды;установление единых нормативных требований по охране труда для предприятий всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности;государственное управление деятельностью в области охраны труда, включая государственный надзор и контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов об охране труда;общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда на производстве, осуществляемый работниками через профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы; взаимодействие и сотрудничество органов государственного управления, надзора и контроля с работодателями, профессиональными союзами в лице их соответствующих органов и иными уполномоченными работниками, представительными органами, заинтересованными в разработке и практической реализации государственной политики в области охраны труда;проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание здоровых и безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, средств коллективной и индивидуальной защиты работников;применение экономических санкций в целях соблюдения предприятиями и работниками нормативных требований по охране труда;обеспечение работников специальной одеждой, специальной обувью, средствами коллективной и индивидуальной защиты, лечебно-профилактическим питанием, необходимыми профилактическими средствами за счет средств работодателей;обязательное расследование каждого несчастного случая и профессионального заболевания на производстве;установление компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда, не устранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;защита интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональные заболевания, а также членов их семей;подготовка специалистов в области охраны труда, в том числе в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования;установление государственной статистической отчетности об условиях труда, о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;информирование работников о состоянии условий и охраны труда на предприятиях;осуществление мероприятий по пропаганде передового опыта в области охраны труда;международное сотрудничество при решении проблем охраны труда.Государство в лице органов законодательной и исполнительной власти с учетом консультаций с объединениями работодателей, профессиональными союзами в лице их соответствующих органов и иными уполномоченными работниками представительными органами разрабатывает, осуществляет и периодически пересматривает согласованную политику в области охраны труда.

Глава II. ГАРАНТИИ ПРАВА РАБОТНИКА НА ОХРАНУ ТРУДАСтатья 4.

Право работника на охрану трудаКаждый работник имеет право на охрану труда, в том числе:а) на рабочее место, защищенное от воздействия вредных или опасных производственных факторов, которые могут вызвать производственную травму, профессиональное заболевание или снижение работоспособности;б) на возмещение вреда, причиненного ему увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением им трудовых обязанностей;в) на получение достоверной информации от работодателя или государственных и общественных органов о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте работника, о существующем риске повреждения здоровья, а также о принятых мерах по его защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов;г) на отказ без каких-либо необоснованных последствий для него от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья до устранения этой опасности;д) на обеспечение средствами коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных актов об охране труда за счет средств работодателя;е) на обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;ж) на профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае приостановки деятельности или закрытия предприятия, цеха, участка либо ликвидации рабочего места вследствие неудовлетворительных условий труда, а также в случае потери трудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием;з) на проведение инспектирования органами государственного надзора и контроля или общественного контроля условий и охраны труда, в том числе по запросу работника на его рабочем месте;и) на обращение с жалобой в соответствующие органы государственной власти, а также в профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы в связи с неудовлетворительными условиями и охраной труда; к) на участие в проверке и рассмотрении вопросов, связанных с улучшением условий и охраны труда.Статья 5.

Гарантии права работника на охрану трудаГосударство в лице органов законодательной, исполнительной и судебной власти гарантирует право на охрану труда работникам, участвующим в трудовом процессе по трудовому договору (контракту) с работодателем.Условия трудового договора (контракта) должны соответствовать требованиям законодательных и иных нормативных актов об охране труда. В трудовом договоре (контракте) указываются достоверные характеристики условий труда, компенсации и льготы работникам за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда.На время приостановки работ на предприятии, в цеху, на участке, рабочем месте вследствие нарушения законодательства об охране труда, нормативных требований по охране труда не по вине работника за ним сохраняются место работы, должность и средний заработок.При приостановке деятельности или закрытии предприятия вследствие нарушения законодательства об охране труда или невозможности обеспечения здоровых и безопасных условий труда, что подтверждается органами государственного надзора и контроля, работник этого предприятия обеспечивается рабочим местом в соответствии с действующим законодательством.Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, не влечет для него каких-либо необоснованных последствий.При ликвидации цеха, участка, рабочего места по требованию органов государственного надзора и контроля вследствие невозможности обеспечения здоровых и безопасных условий труда работодатель обязан предоставить работнику новое рабочее место, соответствующее его квалификации, или обеспечить бесплатное обучение работника новой профессии (специальности) с сохранением ему на период переподготовки среднего заработка.Допуск к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний правил, норм и инструкций по охране труда, запрещается.Категории работников, имеющих право на компенсации и льготы за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда, характер и объемы таких компенсаций и льгот определяются соответствующими законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.Статья 6.

Ограничения на тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями трудаНа тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда запрещается применение труда женщин детородного возраста и лиц в возрасте до 21 года, а также тех лиц, кому эти работы противопоказаны по состоянию здоровья.При обнаружении у работника признаков профессионального заболевания или ухудшения состояния здоровья вследствие воздействия вредных или опасных производственных факторов работодатель на основании медицинского заключения должен перевести его на другую работу в установленном порядке.Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда утверждается Советом Министров — Правительством Российской Федерации с учетом консультаций с объединениями работодателей, профессиональными союзами в лице их соответствующих органов и иными уполномоченными работниками представительными органами.

Субъекты Российской Федерации вправе дополнять перечень таких работ. Глава III. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДАСтатья 7. Государственное управление охраной трудаГосударственное управление охраной труда заключается в реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда, разработке законодательных и иных нормативных актов в этой области, а также требований к средствам производства, технологиям и организации труда, гарантирующим работникам здоровые и безопасные условия труда.Государственное управление охраной труда осуществляют федеральный орган исполнительной власти по труду и органы исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции.(в ред.
Государственное управление охраной трудаГосударственное управление охраной труда заключается в реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда, разработке законодательных и иных нормативных актов в этой области, а также требований к средствам производства, технологиям и организации труда, гарантирующим работникам здоровые и безопасные условия труда.Государственное управление охраной труда осуществляют федеральный орган исполнительной власти по труду и органы исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции.(в ред.

Федерального закона от 18.07.95 N 109-ФЗ)Нормы и правила по охране труда, утвержденные этим государственным органом управления охраной труда, обязательны для исполнения на территории Российской Федерации всеми министерствами и ведомствами Российской Федерации, предприятиями всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности.Должностные лица государственного органа управления охраной труда имеют право беспрепятственного посещения предприятий всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности и доступа к необходимой информации.Статья 8.

Органы управления охраной труда на предприятиях и в их объединенияхОтраслевые министерства и ведомства Российской Федерации, а также концерны, ассоциации и другие объединения предприятий обязаны создавать службы охраны труда.Для организации работы по охране труда на предприятии создаются в случае необходимости службы охраны труда или привлекаются специалисты по охране труда на договорной основе.Структура и численность работников службы охраны труда предприятий определяются работодателем с учетом рекомендаций государственного органа управления охраной труда.В целях организации сотрудничества по охране труда работодателей и работников и (или) их представителей на предприятии с численностью работников более 10 человек создается совместный комитет (комиссия) по охране труда, в который на паритетной основе входят представители работодателей, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.Ответственность за состояние условий и охраны труда на предприятии возлагается на работодателя.Статья 9.

Обязанности работодателя по обеспечению охраны труда на предприятииРаботодатель обязан обеспечить:а) безопасность при эксплуатации производственных зданий, сооружений, оборудования, безопасность технологических процессов и применяемых в производстве сырья и материалов, а также эффективную эксплуатацию средств коллективной и индивидуальной защиты;б) соответствующие требованиям законодательства об охране труда условия труда на каждом рабочем месте;в) организацию надлежащего санитарно-бытового и лечебно — профилактического обслуживания работников;г) режим труда и отдыха работников, установленный законодательством;д) выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на производстве с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением;е) эффективный контроль за уровнем воздействия вредных или опасных производственных факторов на здоровье работников;ж) возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей;з) обучение, инструктаж работников и проверку знаний работниками норм, правил и инструкций по охране труда;и) информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся работникам средствах индивидуальной защиты, компенсациях и льготах;к) беспрепятственный допуск представителей органов государственного надзора и контроля и общественного контроля для проведения проверок состояния условий и охраны труда на предприятии и соблюдения законодательства об охране труда, а также для расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;л) своевременную уплату штрафа, наложенного органами государственного надзора и контроля за нарушения законодательства об охране труда и нормативных актов по безопасности и гигиене труда;м) необходимые меры по обеспечению сохранения жизни и здоровья работников при возникновении аварийных ситуаций, в том числе надлежащие меры по оказанию первой помощи пострадавшим;н) предоставление органам надзора и контроля необходимой информации о состоянии условий и охраны труда на предприятии, выполнении их предписаний, а также о всех подлежащих регистрации несчастных случаях и повреждениях здоровья работников на производстве;о) обязательное страхование работников от временной нетрудоспособности вследствие заболевания, а также от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.Статья 10.

Обязанности работника по обеспечению охраны труда на предприятияхРаботник обязан:а) соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда;б) правильно применять коллективные и индивидуальные средства защиты;в) немедленно сообщать своему непосредственному руководителю о любом несчастном случае, происшедшем на производстве, о признаках профессионального заболевания, а также о ситуации, которая создает угрозу жизни и здоровью людей.Статья 11. Соответствие производственных объектов и средств производства требованиям по охране трудаПроектирование, строительство и реконструкция производственных объектов, разработка и выпуск средств производства, внедрение технологий, в том числе приобретенных за рубежом, средств коллективной и индивидуальной защиты, не отвечающих требованиям по охране труда, не допускаются.Проекты производственных объектов и средств производства подлежат государственной экспертизе, а опытные образцы продукции — государственным испытаниям на соответствие их стандартам, отвечающим требованиям по охране труда.Новые или реконструируемые производственные объекты и средства производства не могут быть приняты в эксплуатацию, если они не имеют сертификата безопасности, выдаваемого в установленном порядке.На действующих предприятиях согласно положению о сертификации оформляется соответствующий сертификат безопасности.Статья 12. Обучение и инструктирование работников по охране трудаДля всех вновь поступающих на работу, а также переводимых на другую работу лиц работодатель обязан проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим.Для лиц, поступающих на производство с вредными или опасными условиями труда, где требуется профессиональный отбор, организуется предварительное обучение по охране труда со сдачей экзаменов и последующей периодической аттестацией.Все работники предприятий, включая руководителей, обязаны проходить обучение, инструктаж, проверку знаний правил, норм и инструкций по охране труда в порядке и в сроки, которые установлены для определенных видов работ и профессий.Статья 13.

Медицинские осмотрыРаботодатель обязан в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, организовывать проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников предприятия.Медицинские осмотры работников производятся за счет работодателя.При уклонении работника от прохождения медицинских осмотров или невыполнении им рекомендаций по результатам проведенных обследований работодатель не должен допускать работника к выполнению им трудовых обязанностей.Статья 14.

Обеспечение безопасности работников при производстве и применении вредных веществНе допускается применение новых материалов, сырья, не прошедших специальную экспертизу их влияния на организм и здоровье человека.На предприятиях, деятельность которых связана с производством и применением вредных веществ, разрабатывается необходимая нормативно-техническая документация и проводятся организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно — профилактические и другие мероприятия, предотвращающие воздействие вредных веществ на работников.Статья 15.

Подготовка специалистов по охране трудаГосударство обеспечивает подготовку специалистов по охране труда в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования. Вопросы охраны труда включаются также в программы начального, среднего и высшего профессионального образования.Статья 16. Экономический механизм обеспечения охраны трудаЭкономический механизм обеспечения охраны труда включает:планирование и финансирование мероприятий по охране труда;обеспечение экономической заинтересованности работодателя во внедрении более совершенных средств охраны труда;обеспечение экономической ответственности работодателя за опасные или вредные условия труда на предприятии; за выпуск и сбыт средств производства, не отвечающих требованиям по охране труда; за вред, причиненный работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей;предоставление работникам компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда, не устранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда.Статья 17.

Фонды охраны трудаФинансирование охраны труда осуществляется за счет ассигнований, выделяемых отдельной строкой в республиканском бюджете Российской Федерации, в республиканских бюджетах республик в составе Российской Федерации, краевых, областных бюджетах краев и областей, городских бюджетах городов Москвы и Санкт-Петербурга, областном бюджетах автономной области, окружных бюджетах автономных округов, районных бюджетах районов, городских бюджетах городов, районных бюджетов районов в городах, бюджетах поселков и сельских населенных пунктов, прибыли (доходов) предприятий, а также из фондов охраны труда. Работники предприятий не несут каких-либо дополнительных расходов на эти цели.Фонды охраны труда формируются на трех уровнях: Федеральный фонд охраны труда, территориальные фонды охраны труда и фонды охраны труда предприятий.Федеральный фонд охраны труда формируется за счет целевых ассигнований, выделяемых Советом Министров — Правительством Российской Федерации и правительствами республик в составе Российской Федерации; части средств фондов охраны труда предприятий; суммы штрафов, налагаемых на должностных лиц за нарушения законодательства об охране труда; отчислений из фонда государственного (обязательного) социального страхования Российской Федерации; добровольных отчислений предприятий, добровольных взносов граждан и прочих поступлений.Территориальные фонды охраны труда формируются за счет ассигнований из бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований Российской Федерации; части средств фондов охраны труда предприятий, расположенных на соответствующих территориях; добровольных отчислений предприятий, добровольных взносов граждан и прочих поступлений.Предприятия ежегодно выделяют на охрану труда необходимые средства в объемах, определяемых коллективными договорами или соглашениями.Помимо перечисленных фондов охраны труда, могут создаваться общественные фонды охраны труда.Средства, направляемые в фонды охраны труда предприятий, расходуются исключительно на оздоровление работников и улучшение условий их труда.Предприятия, использующие средства фондов охраны труда не по назначению, полностью возмещают затраченные средства в указанный фонд предприятия и уплачивают штраф в Федеральный фонд охраны труда в размере до 100 процентов средств, затраченных не по назначению.Вопросы налогообложения фондов охраны труда регулируются налоговым законодательством Российской Федерации.Статья 18.

Обеспечение экономической заинтересованности предприятий в выпуске средств охраны труда, создании безопасных технологий и средств производстваПрибыль предприятий, в том числе научно-исследовательских, технологических и проектно-конструкторских организаций, полученная за счет создания новых, более безопасных технологий и средств производства, выпуска и реализации средств коллективной и индивидуальной защиты работников, приборов контроля производственной среды, может подлежать льготному налогообложению в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации.Статья 19. Ответственность работодателя за вред, причиненный здоровью работника трудовым увечьемВозмещение вреда, причиненного работнику трудовым увечьем, регулируется Гражданским кодексом РСФСР и возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденными Верховным Советом Российской Федерации.Статья 20.

Ответственность предприятий за невыполнение требований по созданию здоровых и безопасных условий трудаЗа невыполнение требований законодательства Российской Федерации об охране труда и предписаний органов государственного надзора и контроля за охраной труда по созданию здоровых и безопасных условий труда на предприятия налагаются штрафы. Размеры и порядок наложения штрафов устанавливаются законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.Статья 21.

Ответственность научно-исследовательских, технологических и проектно-конструкторских организаций за разработку проектов средств производства и технологий, не отвечающих нормативным требованиям по охране трудаНаучно-исследовательские, технологические и проектно — конструкторские организации, разработавшие проекты средств производства, а также внедрившие новые технологии, не отвечающие нормативным требованиям по охране труда, обязаны возместить заказчику причиненный ущерб по устранению этих нарушений.Статья 22. Ответственность предприятий за выпуск и реализацию продукции производственно-технического назначения, не отвечающей нормативным требованиям по охране трудаПредприятия, выпускающие и поставляющие продукцию производственно-технического назначения, не отвечающую нормативным требованиям по охране труда, возмещают потребителям нанесенный ущерб в соответствии с действующим законодательством.Статья 23.

Предоставление дополнительных компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями трудаДополнительные компенсации и льготы работникам, предоставленные с учетом специфики условий труда на конкретном предприятии, могут определяться коллективным договором или соглашением. Глава IV. НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ТРУДАСтатья 24.

Органы государственного надзора и контроляГосударственный надзор и контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов об охране труда осуществляется федеральным органом надзора и контроля за охраной труда, а также соответствующими органами субъектов Федерации за охраной труда, не зависящими в своей деятельности от администрации предприятий и вышестоящих органов управления и действующими в соответствии с положениями, утверждаемыми в установленном порядке.Должностные лица органов государственного надзора и контроля (государственные инспекторы) по охране труда имеют право беспрепятственно посещать любые предприятия, проводить расследования несчастных случаев на предприятиях, иметь доступ к необходимой информации, выдавать должностным лицам предприятий обязательные для исполнения предписания, приостанавливать эксплуатацию производственного оборудования и деятельность производственных подразделений, налагать штрафы на должностных лиц предприятий, виновных в нарушении законодательных и иных нормативных актов об охране труда.(в ред.

Федерального закона от 18.07.95 N 109-ФЗ)Решения должностных лиц органов государственного надзора и контроля, принятые в пределах предоставленных им полномочий, являются обязательными для исполнения предприятиями всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности.Должностные лица органов государственного надзора и контроля несут ответственность за выполнение возложенных на них обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации.Статья 25. Общественный контроль за охраной трудаОбщественный контроль за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда осуществляют профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы, которые могут создавать в этих целях собственные инспекции.Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива действуют в соответствии с рекомендациями, разработанными государственным органом управления охраны труда.Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право:осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательных и других нормативных актов об охране труда;проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников предприятия;принимать участие в расследовании несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве, а также осуществлять самостоятельное их расследование;получать информацию от руководителей и иных должностных лиц предприятий о состоянии условий и охраны труда, а также о всех подлежащих регистрации несчастных случаях на производстве;предъявлять требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений законодательства об охране труда;осуществлять проверку состояния условий охраны труда, предусмотренных коллективными договорами или соглашениями;принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;принимать участие в разработке и согласовании нормативных актов об охране труда;обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда, с изменением условий труда.Статья 26. Ответственность работодателей и должностных лиц за нарушение законодательных и иных нормативных актов об охране трудаРаботодатели и должностные лица, виновные в нарушении законодательных и иных нормативных актов об охране труда в невыполнении обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда, либо препятствующие деятельности представителей органов государственного надзора и контроля, а также общественного контроля привлекаются к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.Статья 27.

Ответственность работников за нарушение требований законодательных и иных нормативных актов об охране трудаЗа нарушение требований законодательных и иных нормативных актов об охране труда работники предприятий привлекаются к дисциплинарной, а в соответствующих случаях — к материальной и уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.Статья 28. Приостановление производственной деятельности предприятий или их закрытие за нарушение нормативных требований по охране труда(в ред. Федерального закона от 18.07.95 N 109-ФЗ)В случаях, когда производственная деятельность предприятий или их структурных подразделений представляет опасность для жизни и здоровья работников и населения, эта деятельность может быть приостановлена по предписанию руководителей государственных инспекций труда и государственных инспекторов по охране труда на срок, необходимый для устранения выявленных нарушений.Решение о закрытии указанных предприятий или их структурных подразделений принимает соответствующий орган исполнительной власти по труду на основании представления Главного государственного инспектора труда Российской Федерации, главного государственного инспектора труда по субъекту Российской Федерации при наличии заключения органов Государственной экспертизы условий труда Российской Федерации.Решение органа исполнительной власти по труду о закрытии предприятия или его структурного подразделения может быть обжаловано в судебном порядке.ПрезидентРоссийской ФедерацииБ.ЕЛЬЦИНМосква, Дом Советов России.6 августа 1993 года.N 5600-1 8.1.

Для предупреждения производственного травматизма и заболеваемости, защиты работников, занятых ремонтом и техническим обслуживанием сельскохозяйственных машин, и в соответствии со

«Основ законодательства Российской Федерации по охране труда»

работодатель обязан обеспечить выдачу спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты (СИЗ), смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на производствах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением. 1.1. Работа по охране труда в портах должна проводиться в соответствии с » Российской Федерации об охране труда» (N 5600-1, 6 августа 1993 г.).1.2. Обязанности руководящих и инженерно-технических работников порта по охране труда должны быть включены в их должностные инструкции.

Рекомендации по организации работы службы охраны труда на предприятии, в учреждении и организации <*> подготовлены в соответствии со Основ законодательства Российской Федерации об охране труда в целях оказания помощи работодателю в организации службы охраны труда на предприятии.

Задачи, функциональные обязанности и права работников службы охраны труда изложены с учетом того, что ответственность за состояние условий и охраны труда на предприятии возложена на работодателя <**>, а работники предприятия обязаны соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда, правильно применять коллективные и индивидуальные средства защиты <***>.

1.2. Руководитель предприятия (работодатель) <*> обязан обеспечить безопасные условия труда путем проведения необходимых организационных и технических мероприятий по безопасности труда в соответствии с законодательства Российской Федерации об охране труда, государственных стандартов системы безопасности труда (ССБТ), действующих норм, а также настоящих Правил и осуществлять постоянный контроль за соблюдением работниками требований охраны труда. 12.1. В соответствии с законов о труде Российской Федерации, с Российской Федерации об охране труда администрация организации обязана организовать труд работающих и обеспечить здоровые и безопасные условия труда.

Настоящий сборник типовых инструкций по охране труда для рабочих профессий судоремонтных предприятий составлен в соответствии с требованиями «Кодекса законов о труде Российской Федерации», и «Основ законодательства Российской Федерации об охране труда» и » о порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда», утвержденного Министерством труда (Постановление N 129 от 01.07.93). Настоящий сборник типовых инструкций по охране труда для рабочих профессий судоремонтных предприятий составлен в соответствии с требованиями «Кодекса законов о труде Российской Федерации», и «Основ законодательства Российской Федерации об охране труда» и » о порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда», утвержденного Министерством труда (Постановление N 129 от 01.07.93).

Настоящий сборник типовых инструкций по охране труда для рабочих профессий судоремонтных предприятий составлен в соответствии с требованиями «Кодекса законов о труде Российской Федерации», , и «Основ законодательства Российской Федерации об охране труда» и » о порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда», утвержденного Министерством труда (Постановление N 129 от 01.07.93). В соответствии со Основ законодательства Российской Федерации об охране труда Министерство путей сообщения Российской Федерации приказывает:1.

Утвердить прилагаемые участия в работе по охране труда руководителей железнодорожного транспорта с 10.04.98. 1.1. Работа по охране труда в речных портах (далее — порты) должна проводиться в соответствии с положениями Российской Федерации об охране труда (N 56500-1 от 6 августа 1993 г.).