Главная - Другое - Передача имущества в оперативное управление казенному учреждению

Передача имущества в оперативное управление казенному учреждению


Право оперативного управления


11.05.2017 Оперативное управление — ограниченное вещное право. Гражданский кодекс РФ предусматривает, что имущество на праве оперативного управления может передаваться казенному предприятию и учреждению. Так, согласно п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не предусмотрено законом, распоряжаются данным имуществом с согласия его собственника.

Таким образом, право оперативного управления это ограниченное вещное право, которое предоставляет казенному предприятию, учреждению в отношении закрепленного за ними имущества возможность осуществлять в пределах, установленных законом, права владения, пользования и распоряжения имуществом (в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества). По действующему законодательству субъектами права оперативного управления являются казенные предприятия, а также финансируемые собственником учреждения.

Казенные предприятия создаются на базе государственной и муниципальной собственности (федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие).

Учреждения: могут создаваться субъектами любой формы собственности (государственной, муниципальной, частной). К объектам права оперативного управления относятся: 1) сами предприятия, рассматриваемые как имущественные комплексы. Также к объектам права оперативного управления относятся входящее в состав этих имущественных комплексов имущество, необходимое для осуществления деятельности предприятий (например, здания, сооружения, оборудование, инвентарь и т.д.); 2) денежные средства.

Также к объектам права оперативного управления относятся входящее в состав этих имущественных комплексов имущество, необходимое для осуществления деятельности предприятий (например, здания, сооружения, оборудование, инвентарь и т.д.); 2) денежные средства. 1) Собственник определяет в учредительных документах цель деятельности создаваемого казенного предприятия, учреждения, предназначение передаваемого ему имущества.

Кроме этого собственник дает указания по управлению закрепленным за ними имуществом и единолично решает вопрос о распределении доходов казенного предприятия. 2) Собственник не имеет права изымать имущество, закрепленное за казенным предприятием, учреждением.

При этом собственник может изъять излишнее, неиспользуемое, используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению; 3) Ограничения права субъекта оперативного управления распоряжаться закрепленным за ним имуществом: а) Казенное предприятие может самостоятельно решать только вопросы реализации произведенной продукции (работ, услуг) при условии. Во всех остальных случаях отчуждение, распоряжение закрепленным за казенным предприятием имуществом возможно только при наличии согласия собственника этого имущества; б) Учреждение вообще не вправе отчуждать, иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, поступивших учреждению по смете.

Денежные средства, которые учреждение получило от собственника в рамках финансирования, учреждение вправе расходовать только в соответствии со сметой, утвержденной собственником; 4) Казенное предприятие, учреждение несут самостоятельную ответственность по своим обязательствам. При этом казенное предприятие отвечает по своим долгам всем своим имуществом, а учреждение отвечает по своим долгам только в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств; 5) Собственник несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия в случае нехватки имущества у казенного предприятия.
При этом казенное предприятие отвечает по своим долгам всем своим имуществом, а учреждение отвечает по своим долгам только в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств; 5) Собственник несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия в случае нехватки имущества у казенного предприятия.

Субсидиарная ответственность собственника по долгам учреждения наступает в случае нехватки денежных средств у учреждения, необходимых для погашения задолженности. При этом право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственник принял решение о закреплении за учреждением, возникает у последнего с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и другими правовыми актами или решением собственника (п.

1 ст. 299 ГК РФ). Так, право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации.

Отметим, что право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.

имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным ГК, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника. Так, собственник имущества вправе: изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закреплённое им за казённым предприятием или учреждением либо приобретённое казённым предприятием или учреждением за счёт средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. При этом имуществом, изъятым у казённого предприятия или учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

При переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

При переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество. Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.

См. также: Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на . : подробности для бухгалтера

  1. . , принадлежащие государственным (муниципальным) учреждениям на праве оперативного управления, не распространяется (см. письма Минфина .
  2. . . Чем данное право отличается от права оперативного управления? Сохранится ли у учреждения бюджетное . движимое) закрепляется за ним на праве оперативного управления, при этом собственником любого имущества . учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления, собственником любого имущества такого учреждения . закрепить его за учреждением на праве оперативного управления и принять решение о том . имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления либо приобретенного ими за счет .
  3. . которое закреплено за ними на праве оперативного управления, в пределах, установленных законом . , передав учреждению имущество на праве оперативного управления, не вправе распоряжаться таким . прокуратура пресекает попытки замены права оперативного управления (пусть и на основании . , что размер закрепляемой на праве оперативного управления площади под административные цели исчисляется . платной деятельности; 5) избегать замены права оперативного управления безвозмездным пользованием имуществом. [1] .
  4. . собственником на ограниченном вещном праве — праве оперативного управления за некоммерческой организацией, оно признается . спорных помещений за институтом на праве оперативного управления сохранялась в государственном реестре в .
  5. . , в том числе при прекращении права оперативного управления (изъятии из оперативного управления) 0 . , в том числе при прекращении права оперативного управления (изъятии из оперативного управления) 0 . ), в том числе при прекращении права оперативного управления (изъятии из оперативного управления) (п .
  6. . соответствии с законодательством РФ прекращение права оперативного управления имуществом. Комплекс действий учреждения при .
  7. . .; получено свидетельство государственной регистрации права оперативного управления от 28.02.2019; . государственном кадастровом учете порядке. недвижимой вещью, к которой . вложения, но не получено право оперативного управления, предназначен забалансовый счет 01 . до даты государственной регистрации права оперативного управления 01 50 000 Передача . свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления: по актуализированной кадастровой стоимости .
  8. . имущества, находящегося у учреждения на праве оперативного управления (в том числе переданного . , находящегося у учреждения на праве оперативного управления (в том числе переданного . имущества, находящегося у учреждения на праве оперативного управления; 22) объем средств, полученных . имуществом, находящимся у учреждения на праве оперативного управления; 23) общая балансовая (остаточная) . имущество закреплено за учреждением на праве оперативного управления, является муниципальным, но используется .
  9. . и государственным бюджетным учреждениям на праве оперативного управления. Объект концессионного соглашения и иное .
  10. . имущество, находящееся у него на праве оперативного управления, за исключением недвижимого и особо . , собственник, передав имущество учреждению на праве оперативного управления, не вправе распоряжаться таким имуществом .
  11. . статье. . Подавляющая часть имущества автономных учреждений принадлежит им на праве оперативного управления. То . имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, действующим федеральным законодательством не регламентированы . за учреждением. При прекращении права оперативного управления на имущество последнее продолжает находиться . собственником имущества отказа учреждения от права оперативного управления на спорный объект Постановление .
  12. . учреждение может эксплуатировать имущество на праве оперативного управления, безвозмездного пользования, аренды. При всех . учреждение может эксплуатировать имущество на праве оперативного управления, безвозмездного пользования, аренды. При всех . учреждений, которые владеют им на праве оперативного управления. По мнению автора, наиболее соответствует . договора; лицо, владеющее имуществом на праве оперативного управления; лицо, пользующееся имуществом на основе .
  13. . государственных (муниципальных) учреждений без прекращения права оперативного управления на счете 0 106 90 .
  14. . является унитарным предприятием, основанным на праве оперативного управления. Учредителем унитарного предприятия, в . на праве оперативного управления. Находящиеся на балансе у государственных или муниципальных организаций на праве оперативного управления . объектов недвижимого имущества, закрепленных на праве оперативного управления за муниципальным казенным предприятием, учредителем . имущества, которое принадлежит организации на праве оперативного управления, действует общее правило: недвижимость, .
  15. . В части основных средств Закреплено право оперативного управления на объекты основных средств 4 . , в том числе при прекращении права оперативного управления (изъятии из оперативного управления) 0 . , в том числе при прекращении права оперативного управления (изъятии из оперативного управления) 0 . В части материальных запасов Закреплено право оперативного управления объектом материальных запасов 4 105 .

→ 1999-2021 все самое лучше: инфо: подписка: Наши проекты: Отключить мобильную версию

Статья 8.

Передача муниципального имущества в оперативное управление

1. В оперативное управление муниципальное имущество передается муниципальным автономным, бюджетным и казенным учреждениям, муниципальным казенным предприятиям (далее — Учреждения и казенные предприятия).

2. Основанием для передачи муниципального имущества в оперативное управление, изъятия имущества из оперативного управления Учреждений и казенных предприятий (приема имущества в муниципальную казну) является постановление Администрации города, за исключением случаев, установленных настоящим Положением. Передачу имущества, входящего в состав муниципальной казны, в оперативное управление и прием имущества в муниципальную казну осуществляет Управление.

3. Право оперативного управления в отношении муниципального имущества возникает у Учреждения и казенного предприятия с момента передачи имущества по акту приема-передачи, если иное не установлено действующим законодательством. 4. Учреждения и казенные предприятия, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия Собственника.

Согласие Собственника на распоряжение имуществом выносится в форме постановления Администрации города за исключением сделок, предусмотренных настоящей статьи. Согласие на совершение муниципальным бюджетным учреждением крупной сделки выносится в форме постановления Администрации города. Согласие собственника на распоряжение транспортными средствами, самоходными машинами и иными видами техники, прицепами к ним, подлежащими государственной регистрации, для муниципальных казенных учреждений и казенных предприятий выносится в форме постановления Администрации города независимо от их стоимости.

Согласие собственника на распоряжение транспортными средствами, самоходными машинами и иными видами техники, прицепами к ним, подлежащими государственной регистрации, для муниципальных казенных учреждений и казенных предприятий выносится в форме постановления Администрации города независимо от их стоимости.

5. Передача движимого имущества первоначальной балансовой стоимостью до 50000 рублей от муниципального казенного учреждения или казенного предприятия другому казенному учреждению или казенному предприятию осуществляется на основании согласия Собственника в форме приказа Управления при наличии согласования соответствующего отраслевого (функционального) органа Администрации города, в ведении которого находится данное муниципальное казенное учреждение или казенное предприятие. 6. Порядок определения видов и перечней особо ценного движимого имущества муниципальных автономных и бюджетных учреждений определяется Администрацией города. 7. Имущество, находящееся в оперативном управлении, отражается в бухгалтерском учете Учреждения и казенного предприятия в порядке, установленном законами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

8. Списание муниципального имущества, находящегося в оперативном управлении Учреждений и казенных предприятий, осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства и настоящего Положения. 9. Учреждение и казенное предприятие, в оперативном управлении которого находится помещение в многоквартирном доме, несет бремя расходов по внесению платы за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; внесению взноса на капитальный ремонт. 10. Руководитель Учреждения и казенного предприятия несет ответственность за целевое использование и сохранность имущества, находящегося в оперативном управлении.

11. Контроль за целевым использованием и сохранностью имущества, переданного в оперативное управление, осуществляет Управление. < статья 7.> Статья 8.1. >> Содержание Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе. 10 мая 2021 Вход Введите адрес электронной почты: Введите пароль: Запомнить Вы можете войти, используя учетную запись одной из социальных сетей:

Энциклопедия судебной практики. Право оперативного управления (Ст.

296 ГК)

Энциклопедия судебной практикиПраво оперативного управления( ГК) 1.

Общая характеристика права оперативного управления 1.1. Собственник, передав учреждению имущество на праве оперативного управления, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия учреждения Разрешая вопрос о возможности распоряжения собственником имуществом, закрепленным за учреждением на праве оперативного управления, в частности путем сдачи такого имущества в аренду, суду надлежит исходить из следующего.

Собственник, передав учреждению имущество на праве оперативного управления, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия учреждения Разрешая вопрос о возможности распоряжения собственником имуществом, закрепленным за учреждением на праве оперативного управления, в частности путем сдачи такого имущества в аренду, суду надлежит исходить из следующего. Согласно ГК РФ права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со , Кодекса. При этом собственник имущества учреждения может распорядиться по своему усмотрению только изъятым излишним, неиспользуемым либо используемым не по назначению имуществом.

Поэтому собственник, передав учреждению имущество на праве оперативного управления, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия учреждения. Собственник, передав учреждению имущество на праве оперативного управления, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия учреждения.

Переданное в оперативное управление имущество может быть изъято собственником только как излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению. Собственник имущества учреждения может распорядиться по своему усмотрению только изъятым излишним, неиспользуемым либо используемым не по назначению имуществом.

Поэтому собственник, передав учреждению имущество на праве оперативного управления, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия учреждения. Собственник, передав учреждению имущество на праве оперативного управления, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия учреждения. Согласно правовой позиции, содержащейся в Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21

«О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации»

, собственник имущества учреждения может распорядиться по своему усмотрению только изъятым излишним, неиспользуемым либо используемым не по назначению имуществом.

Поэтому собственник, передав учреждению имущество на праве оперативного управления, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия Учреждения. Собственник, передав учреждению имущество на праве оперативного управления, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия учреждения. Собственник, передав учреждению имущество на праве оперативного управления, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия учреждения ( Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21

«О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации»

).

указанного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 N 21 также предусмотрено, что согласно ГК РФ права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со , Кодекса.

При этом собственник имущества учреждения может распорядиться по своему усмотрению только изъятым излишним, неиспользуемым либо используемым не по назначению имуществом. Поэтому собственник, передав учреждению имущество на праве оперативного управления, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия учреждения.

Поэтому собственник, передав учреждению имущество на праве оперативного управления, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия учреждения. Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце третьем Постановления N 10/22, судам при разрешении споров, связанных с защитой права хозяйственного ведения и права оперативного управления государственных (муниципальных) предприятий и учреждений, следует исходить из того, что, поскольку в федеральном законе, в частности в ГК РФ, определяющей права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, не предусмотрено иное, собственник, передав во владение унитарному предприятию имущество, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия такого предприятия.

Поскольку в федеральном законе, в частности ГК РФ, определяющей права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, не предусмотрено иное, собственник, передав во владение унитарному предприятию имущество, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия такого предприятия. 1.2. Собственник, передав имущество на праве оперативного управления учреждению, возлагает на него и обязанности по содержанию этого имущества Из , Гражданского кодекса, определяющих права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию. В и Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющих права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.

Таким образом, обладатели права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы на содержание общего имущества.

, ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.

, ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию. , ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию. По смыслу и Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, владеющее имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, наделено полномочиями собственника данного имущества по владению, пользованию и распоряжению, ограниченными лишь законом, целями деятельности, назначением имущества, а также заданиями его собственника.

Таким образом, при передаче имущества на праве оперативного управления или хозяйственного ведения обязанность по содержанию имущества в силу закона возлагается на лицо, ставшее субъектом соответствующего вещного права.

Из , ГК РФ, определяющих права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.

, Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию. В соответствии со , Гражданского кодекса, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.

1.3. Неиспользование по каким-либо причинам имущества, закрепленного за учреждениями на праве оперативного управления, не может считаться нарушением требований ГК РФ По общим правилам Российской Федерации (далее — Кодекс) имуществом распоряжается собственник. Вопросы временного неиспользования имущества (закрепленного за учреждениями на праве оперативного управления) по различным причинам (пришедшее в негодное состояние, сломавшееся, неиспользуемое ввиду временного отсутствия необходимости в данном имуществе и т.д.) Кодекса не регламентируются, так как в данной статье отражены вопросы владения и пользования имуществом в соответствии с целями деятельности и назначением имущества.

Соответственно, суды правомерно пришли к выводу, что неиспользование данного имущества по каким-либо причинам не может считаться нарушением требований Кодекса. 1.4. Законодательство не предусматривает возникновение у бюджетных учреждений права собственности на имущество, приобретенное за счет внебюджетных источников Руководствуясь , , , Гражданского кодекса Российской Федерации, принимая во внимание разъяснения, изложенные в постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21

«О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации»

, Судебная коллегия указала на то, что нормами Гражданского кодекса не предусмотрено возникновение у государственных бюджетных учреждений права собственности на имущество, приобретенное за счет внебюджетных источников.

Такое имущество, как и полученное за счет бюджетного финансирования, поступает учреждению на праве оперативного управления.

1.5. На лиц, владеющих имуществом на праве оперативного управления, распространяются положения жилищного законодательства о содержании общего имущества в многоквартирном доме и внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги Исходя из смысла , Гражданского кодекса Российской Федерации и правовой позиции, изложенной в постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22

«О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»

, право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества. На лиц, владеющих имуществом на праве оперативного управления, распространяются требования , , , Жилищного кодекса Российской Федерации по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно ГК РФ казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

Исходя из смысла , , ГК РФ право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.

На лиц, владеющих имуществом на праве оперативного управления, распространяются требования , , , Жилищного кодекса Российской Федерации по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

На основании норм Гражданского кодекса Российской Федерации казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества. На лиц, владеющих имуществом на праве оперативного управления, распространяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги. По смыслу , Гражданского кодекса Российской Федерации, Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.

На лиц, владеющих имуществом на праве оперативного управления, распространяются требования , , , Жилищного кодекса Российской Федерации по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги. В силу Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

На лиц, владеющих имуществом на праве оперативного управления, распространяются требования , , , ЖК РФ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Исходя из системного анализа положений , , , , ГК РФ, право оперативного управления как одно из вещных прав, за исключением права распоряжения имуществом и нецелевого использования имущества, включает в себя правомочия пользования и владения имуществом в объеме, аналогичном правомочиям собственника. Учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, несет бремя содержания этого имущества.

На лиц, владеющих имуществом на праве оперативного управления, распространяются требования , ЖК РФ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги. 1.6. Учреждение не вправе добровольно отказаться от имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления С учетом положений , и ГК РФ изъятие допускается только в отношении имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением на праве оперативного управления и только в случаях, если это имущество является излишним, неиспользуемым или используемым не по назначению ( Верховного Суда Российской Федерации от 05.03.2015 N 303-ЭС15-169). РФ не предоставляют собственнику имущества учреждения, образованного на праве оперативного управления, права изымать это имущество у учреждения, за исключением случаев изъятия излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества.

Добровольный отказ учреждения от имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления, также не допускается. 2. Изъятие собственником имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления 2.1.

Собственник имущества, ранее закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, приобретает право на распоряжение им только после изъятия в установленном законом порядке Собственник вправе распорядиться имуществом, ранее закрепленным за учреждением, только после изъятия данного имущества из оперативного управления учреждения в установленном законом порядке. 2.2. Передача имущества учреждением в аренду с согласия собственника с установленными ограничениями не может повлечь за собой квалификацию этого имущества как излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению Суду следует учитывать, что в случаях, когда распоряжение соответствующим имуществом путем его передачи в арендное пользование осуществляется в целях обеспечения более эффективной организации основной деятельности учреждения, для которой оно создано (в частности, обслуживания его работников и (или) посетителей), рационального использования такого имущества, указанное распоряжение может быть осуществлено учреждением с согласия собственника.

При этом передача имущества в аренду с установленными ограничениями не может повлечь за собой квалификацию этого имущества как излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению.

Согласно Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется, распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника данного имущества назначением этого имущества. В случаях, когда распоряжение соответствующим имуществом путем его передачи в арендное пользование осуществляется в целях обеспечения более эффективной организации основной деятельности учреждения, для которой оно создано (в частности, обслуживания его работников и (или) посетителей), рационального использования такого имущества, указанное распоряжение может быть осуществлено учреждением с согласия собственника.

При этом передача имущества в аренду с установленными ограничениями не может повлечь за собой квалификацию этого имущества как излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению. Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 N 21 также предусмотрено, что согласно ГК РФ права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со , Кодекса.

При этом собственник имущества учреждения может распорядиться по своему усмотрению только изъятым излишним, неиспользуемым либо используемым не по назначению имуществом. Поэтому собственник, передав учреждению имущество на праве оперативного управления, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия учреждения. В то же время согласно ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется, распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника данного имущества и назначением этого имущества.

Поэтому суду следует учитывать, что в случаях, когда распоряжение соответствующим имуществом путем его передачи в арендное пользование осуществляется в целях обеспечения более эффективной организации основной деятельности учреждения, для которой оно создано (в частности, обслуживания его работников и (или) посетителей), рационального использования такого имущества, указанное распоряжение может быть осуществлено учреждением с согласия собственника. При этом передача имущества в аренду с соблюдением установленных ограничений не может повлечь за собой квалификацию этого имущества как излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению. В случаях, когда распоряжение соответствующим имуществом [переданном учреждению на праве оперативного управления] путем его передачи в арендное пользование осуществляется в целях обеспечения более эффективной организации основной деятельности учреждения, для которой оно создано (в частности, обслуживания его работников и (или) посетителей), рационального использования такого имущества, указанное распоряжение может быть осуществлено учреждением с согласия собственника.

При этом передача имущества в аренду с установленными ограничениями не может повлечь за собой квалификацию этого имущества как излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению.

2.3. Собственником могут быть осуществлены действия по изъятию имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, только в отношении излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества Переданное в оперативное управление имущество может быть изъято собственником только как излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению. Переданное в оперативное управление имущество может быть изъято собственником только как излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению.

Переданное в оперативное управление имущество может быть изъято собственником только как излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению. Переданное в оперативное управление имущество может быть изъято собственником только как излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению. , и Гражданского кодекса Российской Федерации допускают изъятие только в отношении имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением на праве оперативного управления, и только в случаях, если это имущество является излишним, неиспользуемым или используемым не по назначению.

Согласно Гражданского кодекса Российской Федерации права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со , Кодекса.

При этом собственник имущества учреждения может распорядиться по своему усмотрению только изъятым излишним, неиспользуемым либо используемым не по назначению имуществом.

2.4. Бремя доказывания обстоятельств, являющихся в силу ГК РФ основаниями для изъятия либо иного распоряжения имуществом, находящимся в оперативном управлении учреждения, возложено на его собственника При рассмотрении дел по заявлениям учреждений или казенных предприятий о признании недействительными актов управомоченных собственником органов об изъятии или распоряжении имуществом, принадлежащим учреждениям или казенным предприятиям на праве оперативного управления, следует исходить из того, что бремя доказывания наличия обстоятельств, являющихся в соответствии с Кодексом основаниями для изъятия либо иного распоряжения имуществом ( ГК РФ), возложено на соответствующий управомоченный собственником орган. 2.5. Изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления, возможно только по инициативе его собственника и является его правом, а не обязанностью Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества.

Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению ( ГК РФ).

Анализ приведенных норм права показывает, что изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями, входит в полномочия Управления и является его правом, а не обязанностью. 2.6. Право оперативного управления может быть прекращено в случае изъятия имущества собственником в связи с его крайне неэффективным использованием правообладателем В 2012 году Росимуществом проведена внеплановая комплексная проверка порядка использования федерального имущества, закреплённого на праве оперативного управления за Учреждением.

По результатам проверки составлен акт, в котором сделан вывод о том, что федеральное имущество используется правообладателем крайне неэффективно.

Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закреплённое им за казённым предприятием или учреждением либо приобретённое казённым предприятием или учреждением за счёт средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у казённого предприятия или учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению ( ГК РФ).

Как следует из материалов дела, основанием для изъятия спорного имущества у Учреждения послужили факты его неиспользования, что подтверждается актом проверки. Доводы заявителя о порочности названного акта и, как следствие, недоказанности наличия оснований, предусмотренных ГК РФ, направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и подлежат отклонению. 2.7. Процедура и сроки изъятия у учреждения имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления, законодателем не регламентированы Процедура и сроки изъятия у учреждения имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления, действующим федеральным законодательством не регламентированы, что затрудняет обжалование действий (бездействия) уполномоченных на изъятие органов.

2.8. Для изъятия имущества у учреждения без проведения процедур ликвидации либо реорганизации собственнику необходимо доказать, что изъятие не нарушает интересы кредиторов и не влечет невозможность осуществления уставной деятельности учреждения Исследовав и оценив в порядке Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела, доводы лиц, участвующих в деле, судебные инстанции пришли к правомерному выводу, что в силу положения Гражданского кодекса Российской Федерации существенными обстоятельствами при решении вопроса о правомерности изъятия у государственных учреждений имущества является факт закрепления имущества собственником за учреждениями и обстоятельства его использования (неиспользования). При этом доказательства того, что переданное на праве оперативного управления имущество являлось излишним у указанных государственных учреждений либо неиспользуемым ими или используемым не по назначению имуществом, а равно доказательства наличия иного недвижимого имущества в материалах дела отсутствуют.

Данное имущество используется учреждениями для осуществления уставной деятельности. Как верно указано судами, изымая имущество у учреждения без проведения процедур ликвидации либо реорганизации, собственник должен доказать, что изъятие произведено правомерно, не нарушает интересы кредиторов и не влечет невозможность осуществления уставной деятельности учреждения, при этом такое изъятие не должно приводить к прекращению осуществления уставной деятельности учреждения, имеющего специальную правоспособность ( Гражданского кодекса Российской Федерации). 2.9. Приватизация переданного в оперативное управление имущества возможна только после изъятия собственником излишнего неиспользуемого или используемого не по назначению имущества Передав учреждению имущество на праве оперативного управления, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия учреждения.

Переданное в оперативное управление имущество может быть изъято собственником только как излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению. Таким образом, приватизация переданного в оперативное управление имущества может быть произведена лишь после изъятия собственником излишнего неиспользуемого или используемого не по назначению имущества.

Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за казенным предприятием или учреждением либо приобретенное казенным предприятием или учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. В соответствии с правовой позицией ВАС РФ, содержащейся в Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21

«О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации»

, следует, что собственник имущества учреждения может распорядиться по своему усмотрению только изъятым излишним, неиспользуемым либо используемым не по назначению имуществом.

Поэтому собственник, передав учреждению имущество на праве оперативного управления, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия учреждения. Переданное в оперативное управление имущество может быть изъято собственником только как излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению.

Указанные законоположения в их системной взаимосвязи в толковании, придаваемом правоприменительной практикой, позволяют кассационному суду сделать вывод, что приватизация переданного в оперативное управление имущества может быть произведена лишь после изъятия собственником излишнего неиспользуемого или используемого не по назначению имущества. Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В «Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ» собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Гражданского кодекса Российской Федерации. Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.

Материал приводится по состоянию на февраль 2021 г.

См. Энциклопедии судебной практики См. При подготовке «Энциклопедии судебной практики.

Гражданский кодекс РФ» использованы авторские материалы, предоставленные творческим коллективом под руководством доктора юридических наук, профессора Ю. В. Романца, а также М. Крымкиной, О. Являнской (Части первая и вторая ГК РФ), Ю.

Безверховой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, А. Грешновым, Р. Давлетовым, Е. Ефимовой, М. Зацепиной, Н. Иночкиной, А.

Исаковой, Н. Королевой, Е. Костиковой, Ю. Красновой, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, А. Кустовой, О. Лаушкиной, И.

Лопуховой, А. Мигелем, А. Назаровой, Т.

Самсоновой, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Псаревой, Е.

Филипповой, Т. Эльгиной (Часть первая ГК РФ), Н.

Даниловой, О. Коротиной, В. Куличенко, Е.

Хохловой, А.Чернышевой (Часть вторая ГК РФ), Ю. Раченковой (Часть третья ГК РФ), Д. Доротенко (Часть четвертая ГК РФ), а также кандидатом юридических наук С.