Главная - Автомобильное право - При совершении маневоа разворота объезда препятствия движущемуся сзади запрещен обгон

При совершении маневоа разворота объезда препятствия движущемуся сзади запрещен обгон


При совершении маневоа разворота объезда препятствия движущемуся сзади запрещен обгон

Есть ли штраф за препятствие обгону — Пункт 11.3 ПДД


ПДД устанавливают довольно много правил и запретов для обгоняющих автомобилей, но предписание в них есть и для обгоняемых ТС. Правила дорожного движения запрещают мешать обгону любыми способами. Данное предписание довольно размыто, что может поставить водителей в неприятную ситуацию. Эта статья поможет полностью разобраться со значением и посылом правила для обгоняемых.

В ПДД сказано, что водителю обгоняемого ТС запрещено мешать обгону путем увеличения скорости и другими действиями.

Если причиной дорожно-транспортного происшествия стало препятствие обгону, а не ошибка обгоняющего водителя, то вина за ДТП ляжет на автомобилиста, мешавшего обгону. Если водитель увидел, что его автомобиль обгоняет идущее позади транспортное средство, он должен придерживаться той же дистанции с автомобилем, идущим спереди, того же расстояния от полосы встречного движения и, соответственно, той же скорости.

Нарушение этих правил не всегда расценивается, как препятствие обгону, и не всегда им является, но их лучше придерживаться, чтобы снизить опасность и без того рискованного маневра. На самом деле способов препятствовать обгону довольно много, но чаще всего пользуются следующими двумя: Самое банальное – увеличение скорости.

Автомобилист пошел на обгон и рассчитывал закончить маневр через несколько секунд. Однако обгоняемый автомобиль вдруг увеличил скорость, сравняв ее с максимально допустимой на данном участке дороги.

В таком случае обгоняющему водителю придется либо нарушить правила, превысив скорость, либо, наоборот, снизить скорость и вернуться на свое место. Наихудшим развитием событий будет ситуация, если обгоняемый автомобиль в этот момент снова подстроится под скорость обгоняющего и не будет давать ему вернуть на свою полосу. Такие действия могут стать причиной серьезной аварии.

Не менее опасным может быть сокращение расстояния обгоняемым автомобилем. Под этой фразой может пониматься как сокращение интервала (расстояния между обгоняемым и обгоняющим ТС), так и дистанции (расстояния между обгоняемым ТС и автомобилем спереди него).

Оба действия могут быть признаны препятствием совершению обгона. Наиболее опасным является сокращение интервала, когда обгоняемый автомобиль резко приближается к встречной полосе или даже выезжает на нее.

В таком случае и обгоняющему автомобилисту приходится уходить влево, а значит он может на большой скорости выехать на обочину или даже вылететь с дороги. Также препятствовать обгону может и не обгоняемый автомобиль, а едущий перед ним. Например, уменьшением скорости, сокращением дистанции с сзади идущим.

Если у него не было оснований уменьшать скорость, то именно он может понести ответственность за созданную аварию.

Каждая ситуация должна быть рассмотрена индивидуально, но существуют некоторые простые и распространенные ситуации, когда действия или бездействие обгоняемого водителя не будут считаться препятствием. Вот несколько примеров:

  1. обгоняемое ТС поворачивает налево;
  2. обгоняемое ТС, не изменяя скорости движения, приближается к автомобилю, едущему перед ним.
  3. обгоняемое ТС выезжает на встречку, чтобы объехать неподвижное препятствие;

Пункт 11.3, о котором и говорится во всей этой статье, введен не столько для того, чтобы штрафовать водителей, мешающим обгону, так как зафиксировать это нарушение довольно сложно.

Главная задача данного пункта – защитить водителей, совершающих обгон по правилам, от ответственности в возможном ДТП.

В противовес пункту 11.3 есть пункт 11.1, который говорит о том, что перед совершением обгона водитель должен убедиться в безопасности данного маневра и наличии достаточного места перед обгоняемым автомобилем. Поэтому при разборе дорожно-транспортных происшествий автоинспекторы анализируют все полученные материалы, чтобы установить, кто виновен в аварии.

Бывает и так, что признается обоюдная вина водителей. Особенно часто автомобилисты прибегают к препятствованию при обгоне через сплошную линию.

Таким образом они не спасают нарушителей от наказания, так как нарушением считается не только завершенный обгон, но и простой выезд на встречную полосу.

Если вновь вернуться к трактовке предписания в ПДД, то можно заметить, что в нем не оговорены условия для правомерного и неправомерного обгонов, это значит, что препятствовать обгону нельзя в любом случае. Необходимо вспомнить, что водитель, идущий на обгон через сплошную, может вести в больницу тяжелораненого человека, например, попавшего в ДТП. Препятствовать обгону можно, только если обгоняющий еще не до конца выехал на встречную полосу, а впереди его ждет опасность, которую он не замечает.

Такой поступок будет правильным не только с юридической, но и с моральной стороны. Однако, если рассматривать только юридическую сторону проблемы, то можно сказать, что чаще всего вину за ДТП в таком случае полностью накладывают на нарушителя, обгонявшего другое ТС через сплошную, даже если авария произошла только из-за того, что ему помешали. Препятствие обгону признается одним из видов опасного вождения, за которое на данный момент наказания в КоАП нет.

Законопроект о введении ст. 12.38, которая наказывала бы за данное нарушение, уже существует и на данный момент проходит чтения в Госдуме.

Сумма штрафа за опасное вождение будет составлять 5000 руб. На данный же момент сотрудники Госавтоинспекции чаще всего выносят наказания по ч.3 ст.

12.14: невыполнение предписания уступить дорогу, которая наказывается штрафом 500 руб. или письменным предупреждением.

Однако такой штраф можно довольно просто оспорить, так как п. 11.3 говорит о том, что обгоняемый водитель должен не создавать помех, а не уступать дорогу. Для чего же тогда нужно правило, если за его нарушение нет наказание?

На самом деле наказание есть, но не в виде штрафа. Если по причине препятствия обгону произошла авария, то вину в ДТП понесет препятствовавший водитель, даже если его автомобиль не участвовал в самом столкновении.

Как правильно совершать маневр обгона

» При совершении обгона с выездом на встречный поток движения, во избежание столкновений со встречной машиной необходимо учитывать и выполнять все рекомендации и требования, которые прописаны в ПДД.Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:8 (800) 700 95 53ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.Это быстро и БЕСПЛАТНО!Это касается также и перемещения и по своей полосе.

Кроме того, водитель обязан обращать внимание на дорожные знаки, указатели (таблички) и сигналы светофора, когда намеревается перегнать впереди едущий автомобиль.Если неправильно совершать обгон, то это чревато тяжелыми последствиями в виде серьезных ДТП.Прежде чем приступить к обзору основных правил касающихся обгона, давайте определимся с терминами.

Кроме того, водитель обязан обращать внимание на дорожные знаки, указатели (таблички) и сигналы светофора, когда намеревается перегнать впереди едущий автомобиль.Если неправильно совершать обгон, то это чревато тяжелыми последствиями в виде серьезных ДТП.Прежде чем приступить к обзору основных правил касающихся обгона, давайте определимся с терминами.

Итак, обгон – маневр, связанный с выездом на полосу встречного движения, с целью опережения другого транспортного средства, с последующим возвращением на ранее занимаемую полосу.

Многие водители путают такие понятия, как обгон и опережение, что часто приводит к проблемам с представителями закона.

Опережением называется движение автомобиля со скоростью большей, чем у попутного транспортного средства.Таким образом, обгон является частным случаем опережения, но опережение не всегда является обгоном.

Главная отличительная черта обгона – выезд на встречную полосу. Он актуален в том случае, если дорога имеет по одной полосе в каждую сторону. Если полос две и больше, всегда есть возможность осуществить опережение, не прибегая к выезду на встречную полосу.Раньше было правило, которое звучало следующим образом:

«Обгон разрешается осуществлять только с левой стороны»

.

Оно абсолютно не логично, так как с правой стороны не может быть встречной полосы. Этим правилом пользовались недобросовестные представители ГИБДД, штрафуя неискушенных водителей за опережение по правой полосе и выдавая его за неправильный обгон.Опережение является куда более безопасным маневром, нежели обгон, поэтому оно разрешается практически всегда.
Этим правилом пользовались недобросовестные представители ГИБДД, штрафуя неискушенных водителей за опережение по правой полосе и выдавая его за неправильный обгон.Опережение является куда более безопасным маневром, нежели обгон, поэтому оно разрешается практически всегда. А теперь давайте рассмотрим, как правильно выполнять маневр, который мы сегодня описываем.Российское автомобильное законодательство представлено в виде ПДД – Правил дорожного движения, где описываются все нормы, которым обязаны следовать участники.

За то, в каком порядке следует совершать такой маневр, как обгон, отвечает Глава №11 Правил.Если водитель нарушает их, тогда в действие вступает КоАП РФ – Кодекс административно-правовой, регулирующий меры ответственности по правонарушениям административного порядка. В этом случае за детали мер наказания отвечает статья Кодекса №12.15.

В законе даётся разграничительное пояснение о том, что считать «обгоном», а что не относить к такому действию.Обгон – это маневр, который водителем начинает совершаться в пределах своей полосы движения, затем машина выходит на короткое время на встречную полосу с пересечением разделительной черты, а потом возвращается на участок своего потока по ходу езды, только обогнув впереди ехавший автомобиль.Опережение – это такой же самый маневр, что и обгон, но осуществляется он исключительно в рамках полосы дороги своего потока.Чтобы без помех обогнать машину с выездом на встречную полосу, автомобилисту требуется обратить внимание на следующие факторы касательно ситуации на дороге:

  • Посмотреть, каково расстояние между своим авто и ближайшим, едущим по встречной полосе.
  • Учесть скорость встречного автотранспорта.
  • Оценить ширину проезжей части.
  • Четко знать особенности своего автомобиля – насколько быстро она «умеет» разгоняться, разовьёт ли достаточную скорость, чтобы получилось обогнать другое авто.
  • Визуально определить расстояние от своей машины до обгоняемой.
  • Отметить скорость приближения к обгоняемому ТС.
  • Присмотреться к скорости той машины, которую обгоняют.

Кроме этого, водителю требуется:

  • Знать и замечать дорожные знаки.
  • Оценить, не пересекаются ли траектории обгоняемого автомобиля и обгоняющего.
  • Отметить особенности погоды и видимости. При ограниченной видимости и скользкой дороге лучше всего воздержаться от совершения данного действия.
  • Присмотреться к конструкции дороги, вспомнить правила, где именно категорически запрещено разгоняться с целью совершит обгон.
  • Обращать внимание на сигналы светофоров и следовать их значениям.

Кроме сигналов светофоров на регулируемых перекрёстках может оказаться полицейский-регулировщик. Его сигнальные движения каждый водитель обязан уметь правильно расшифровать, чтобы следовать указаниям.Прежде чем приступить к маневру, водитель в обязательном порядке должен убедиться в том, что встречная полоса свободна на расстоянии достаточном для маневра, который не создаст помех другим участникам движения.

При этом всегда стоит рассчитывать время и расстояние с запасом. Чем больше запас, тем лучше. Не стоит надеяться, что водитель попутного транспортного средства или тот, кто движется на вас по встречной полосе, будут притормаживать.

Они не обязаны этого делать.

Вообще, выезд на полосу встречного движения всегда связан с неким риском, ответственность за который несет тот водитель, который делает обгон.

Если происходит ДТП, виноват именно он.

Исключениям является тот случай, когда водитель попутного транспортного средства (ТС) преднамеренно мешает обогнать себя (ускоряется, «виляет» и т.

д.). По правилам препятствовать обгону нельзя.Правилами запрещается осуществлять обгон в тех случаях, когда скорость вашего авто недостаточно велика.

К примеру, если попутная машина движется со скоростью 85 км/ч, а ваша – 90 км/ч, то чтобы опередить ее, вам потребуется, по меньшей мере, 180 метров. При этом встречная полоса должная быть свободна хотя бы на 360 метров (дополнительные 180 метров для встречного авто).

В случае, когда водитель выполняет двойной обгон (опережает сразу два транспортных средства), стоит увеличить данное расстояние как минимум в два раза.

Если вы опережаете авто медленно, лучше отказаться от маневра, так как впоследствии, вернувшись на свою полосу, вы сами будут этому авто мешать. Кстати говоря, двойной обгон, согласно правилам, можно осуществлять только в том случае, когда при завершении первого маневра вам придется тут же приступить ко второму.Сегодня при обучении вождению будущим водителям дается следующее определение обгона. Это опережение одного, двух или нескольких ТС с выездом на сторону, которая предназначена для встречного движения, и дальнейшим возвращением обратно.Обгон должен иметь следующие характеристики:

  • Автомобиль на трехполосной дороге выполняет опережение и выезжает на среднюю полосу.
  • Если автомобиль на двухполосной дороге выполняет опережение, при этом выезжает на левую половину трассы.
  • Чтобы лучше понять ситуацию, приведем несколько примеров обгона и маневра, который таковым не является.
  • Это частный случай опережения. Любой обгон считается опережением, но не любое опережение — это обгон.
  • Обязателен возврат авто на полосу, ранее им занимаемую.
  • При обгоне ТС всегда выезжает в зону встречного движения.

Если на дороге есть четыре или более полос.

Машина осуществляет опережение с выездом или на левую половину дороги (в случае если нет разметки) или, если разметка есть, на встречную полосу. Неважно, есть разметка или нет, такой маневр наказывается лишением водителя прав.Свободно обгоняйте на тех дорогах, где осевая полоса — прерывистая. Перед поворотами с ограниченным обзором, переездами, мостами и прочим – разметка будет сплошной, и пересекать ее запрещено.

Поэтому водитель обязан заранее рассчитать свою траекторию, чтобы вернуться в свою полосу не через сплошную осевую линию. Иначе это будет нарушение ПДД.

Свободно обгоняйте на тех дорогах, где осевая полоса — прерывистаяПреподаватели автошколы учат своих курсантов вежливости и терпению на дорогах.

В том случае, если водитель находится за рулем медленно движущегося авто или сельхозтехники – он должен помочь другим водителям себя обогнать или опередить.

Для этого надо принять максимально вправо. Если дорога слишком узкая, то возможно следует даже съехать на обочину, чтобы освободить полосу движения.В экзаменационных билетах ГАИ для кандидатов на получение прав много вопросов по обгону.

Ученикам курсов обучения вождению надо решать по картинкам, можно ли совершить маневр в предложенных ситуациях.Опережать автомобиль можно с любой стороны, главное — чтобы вы не двигались по обочине. Такого понятия, как опережение справа, теперь в правилах не существует, а значит, запретить его не могут. Главное — чтобы вы ехали в пределах своей части дороги.Для обгона действуют более серьезные запретительные меры.

Например, нельзя идти на обгон машины, которая уже включила левый поворотник и собирается либо поворачивать, либо обгонять; или если водитель, который едет за вами, тоже начал обгонять, но раньше вас.Также нельзя обгонять, если установлены знаки запрета (до перекрестка или до знака, который отменяет ограничения). Никакого обгона на ж\д переездах, мостах, путепроводах, тоннелях, на «зебре», на опасных поворотах, дороге с плохой видимостью, на подъеме.Наказание за нарушение правил обгона предусмотрено статьей 12.15 КоАП, а именно частями 4 и 5, причем наказание это весьма суровое.

Так, согласно части 4, выезд в нарушение ПДД на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, связанных с объездом препятствия, влечет наложение административного штрафа в размере 5 000 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от 4 до 6 месяцев.

Наказание за нарушение правил обгона предусмотрено статьей 12.15 КоАПНу а часть 5 предусматривает наказание за повторное нарушение: оно влечет лишение права управления транспортными средствами на срок 1 год, а в случае фиксации нарушения средствами автоматического контроля – наложение административного штрафа в размере 5 000 рублей.Несмотря на то, что обгон и объезд являются стандартными маневрами для движущегося автомобиля, отличия между ними имеются, они для наглядности представлены в таблице.ОбгонОбъездсовершается всегда с целью объезда любого движущегося транспортного средства, выполняется только слева;маневр, позволяющий объехать статичное препятствие на дороге – например, упавшее дерево, стоящий на трассе автомобиль и так далее;считается сложным в исполнении маневром, требующим быстрого принятия решения и ориентации в сложившейся обстановке.подразумевает наличие у водителя, совершающего маневр, времени для точного расчета своих действий.Правила, регулирующие проведение обгона и объезда, практически не различаются, но если водитель при выполнении таких маневров пересечет сплошную разделительную полосу или выедет на полосу встречного движения без оценки уровня опасности ситуации, то подобное нарушение карается законом – накладывается штраф, возможно лишение водительских прав, но самое важное – вероятность ДТП (читайте об оставлении места ДТП).Пиктограммы, которыми мы пользуемся в правилах дорожного движения, берут своё начало с наскальных рисунков первобытных племён. Их задача — сообщить важную для участников движения информацию.

Под знаком может быть установлена дополнительная табличка, детализирующая запретТак, если обгон на железнодорожном переезде запрещён, то сообщит об этом знак, обозначающий железнодорожный переезд.

Следовательно, в качестве запрещающих будут выступать знаки обозначающие: пешеходный переход, ж/д переезд, опасный поворот, крутой подъём, скользкую дорогу, тоннель.

Существует также отдельный знак «Обгон запрещён».На нём изображены 2 автомобиля на белом фоне в красном круге.Проигнорировать такой знак водитель может, но только в том случае, если:

  1. впереди движется тихоходное средство, оснащённое соответствующим знаком — трактор, асфальтоукладчик;
  2. обгон скутера, мопеда, велосипеда — любого двухколёсного средства.
  3. перед вами движется гужевой транспорт;

Под знаком может быть установлена дополнительная табличка, детализирующая запрет. Например, запрещено выполнять обгон с 9.00 до 17.30.

Когда речь идёт о мощности автомобиля, то она измеряется в лошадиных силах. Но мало кто знает, что мощность настоящей живой лошади равна всего лишь 0,7 от автомобильной.Сейчас мы рассмотрим те случаи, когда обгон запрещен с точки зрения дорожной ситуации, то есть, когда нет таких запрещающих факторов, как знаки, разметка и прочее.Итак, обгон запрещен когда:

  • ТС, движущееся сзади, начало вас обгонять.
  • Попутное транспортное средство, движущееся спереди, производит объезд препятствия или обгон.
  • Это же ТС первым подало левый сигнал поворота.
  • При завершении маневра вы не сможете вернуться на свою полосу, не создавая при этом помех попутному ТС.

Таким образом, все эти правила можно свести в одно: «Обгон запрещен в том случае, если попутные ТС (спереди или сзади) раньше вас начали маневрировать».

Водители часто забывают, где можно, а где нельзя осуществлять данный маневр, что может привести к неприятным последствиям.Места, в которых запрещен обгон:

  • Регулируемые перекрестки и нерегулируемые перекрестки в том случае, если вы движетесь по второстепенной дороге.
  • Опасные повороты, вершины подъема и прочие участки с ограниченной видимостью.
  • Пешеходные переходы.
  • Железнодорожные переезды и прилегающие к ним 100 метров дороги с каждой стороны.
  • Мосты, путепроводы, эстакады и тоннели.

Любое несоблюдение правил движения, установленных действующим законодательством, может привести к возникновению аварийной ситуации или ДТП с причинением вреда транспорту, жизни и здоровью людей.Поэтому за несоблюдение ПДД Административным Кодексом (КоАП) предусмотрено соответствующее наказание, которое может заключаться в наложении штрафных санкций или лишения права на дальнейшую эксплуатацию автомобиля.Фиксацией нарушений занимаются сотрудники ГИБДД:

  1. при личном дежурстве на определенном участке проезжей части;
  2. с использованием камер фото или видео слежения, установленных вдоль дорог общего пользования.

Какое наказание может быть применено к водителю, который нарушил установленные правила обгона?Вид и размер наказания представлены в таблице:Описание правонарушенияСтатья КоАПНаказаниеОбгон на нерегулируемом перекрестке по второстепенной дороге (не предоставление преимущества транспорту, имеющему такое право) 12.13Штраф – 1 000 рублейНе использование световой сигнализации перед началом выполнения обгона 12.14 часть 1— предупреждение; — штраф 500 рублейВыезд на полосу или трамвайные пути для совершения маневра «Обгон» при наличии запрета на такое действие12.15 часть 4— штраф в 5 000 рублей; — лишение прав на 4 – 6 месяцевПовторное правонарушение, предусмотренное статьей 12.15 часть 4 12.15 часть 5Лишение прав на срок до 12 месяцев. Если правонарушение выявлено камерами фото или видео фиксации, работающими в автоматическом режиме, то лишение прав заменяется штрафом в размере 5 000 рублей, так как отсутствует возможность определения личности водителя, управлявшего транспортным средством в момент совершения правонарушенияНесоблюдение требований, которые установлены дорожными знаками или разметкой (обгон автотранспорта в зоне действия запрещающего знака) 12.16 часть 1— предупреждение; — штраф 500 рублейПри выполнении обгона требуется правильно оценить дорожную ситуацию и определить скорость движущихся попутно и во встречном направлении транспортных средств, так как некорректная оценка ситуации может привести к дорожной аварии.КАРТИНКА ТЕКСТАНКОР.

ТЕКСТсмотрите на странице.ТЕКСТузнайте из этой информации.На всех регулируемых перекрестках данный маневр запрещен. Напомним, что регулируемыми называются те перекрестки, очередность движения на которых устанавливается светофором. Если светофора нет (или он не работает), а есть знаки приоритета, то перекресток относится к нерегулируемым.
Если светофора нет (или он не работает), а есть знаки приоритета, то перекресток относится к нерегулируемым. На таком перекрестке обгонять можно, но только в том случае, если вы едете по главной дороге.При этом главная дорога не должна менять направление.

Если она меняет направление, а вы движетесь прямо, то при проезде перекрестка вы должны действовать по правилу «правой руки». Еще один фактор, который может помешать совершить обгон на нерегулируемом перекрестке, при движении по главной дороге – прилегающий к перекрестку пешеходный переход.

Обгон на пешеходном переходе запрещен в любом случае.Обгон на перекрестке наиболее актуален в том случае, если попутное ТС, движущееся спереди, поворачивает направо.

Для этого ему приходится замедлиться. А следующее за ним ТС, чтобы не тормозить, может обойти его по встречной полосе.

Здесь стоит сразу же удостовериться в наличие знака «Главная дорога» и отсутствии перехода.

Помните, что обгон на переходе всегда запрещен!

Стоит отметить, что водитель ТС, которое в это время поворачивает налево с второстепенной дороги, рискует столкнуться с машиной, выполняющей обгон. Поэтому, выезжая с второстепенной дороги, нужно убедиться, что никто не обгоняет машину, поворачивающую с главной дороги направо.

Итак, двойной обгон не подразумевается прямо действующей редакцией ПДД, но в соответствии с теми или иными статьями правил можно самостоятельно определить в каких ситуациях разрешено, а в каких запрещено совершать маневры, указанные на рисунках.По правилам движения выполнение обгона сопровождается:

  1. объездом или опережением автотранспорта, движущегося по своей полосе;
  2. включением сигнала поворота;
  3. возвратом на свою полосу.
  4. выездом на встречную полосу движения;

Выполнение данного маневра должно производиться в условиях достаточной видимости и без образования помех в движении иного автотранспорта (статья 11.1).Обгон запрещено выполнять в следующих ситуациях (статья 11.2 ПДД):

  1. на железнодорожных переездах и за 100 м до них.

    Такое правило введено из-за увеличения опасности в связи с движением поездов;

  2. штраф 5000 руб.;
  3. автотранспорт, движущийся впереди, подает сигнал поворота налево для выполнения обгона, поворота или разворота;
  4. впереди движущееся транспортное средство приступило к обгону другого автомобиля (мотоцикла, автобуса, грузовика и так далее);
  5. на пешеходных переходах, так как недостаточная видимость может привести к столкновению не только с другим автотранспортом, но и человеком;
  6. массу груза;
  7. её массу без снаряжения грузом;
  8. конфискация прав на 12 мес.

    (за повторное нарушение);

  9. по нескольким полосам одновременно, то есть при выполнении этого маневра не следует опираться на правило, запрещающее обгон автомобиля, которым совершается аналогичный маневр;
  10. на опасных участках или в зоне с плохой видимостью.
  11. скорость тихоходного транспорта, который следует обогнать.
  12. габариты своей машины;
  13. по одной полосе вслед друг другу, то есть в отличие от обгона опережение может производиться несколькими автомашинами одновременно.
  14. автомобиль, совершающий обгон, не может, не создавая помех другим видам транспортных средств, вернуться в занимаемую сторону (начальную полосу, из которой водитель приступил к обгону).
  15. автотранспортное средство, следующее сзади, приступило к выполнению маневра «Обгон»;
  16. конфискация прав на 4-6 мес.;
  17. скорость и способность разгона своей машины;
  18. на мостах, эстакадах, путепроводах и под ними, а так же в тоннелях;
  19. на регулируемых перекрестках, так как светофоры (сигналы регулировщика), как правило, разрешают одновременное движение во встречных направлениях;
  20. в зоне действия знака «Обгон запрещен» или на участке дороги, где разделение между полосами обозначено сплошной линией;
  21. штраф 5000 руб.

    (за повторное нарушение, если оно зафиксировано автоматической камерой).

  22. на нерегулируемых перекрестках при движении автомобиля по второстепенной дороге (второстепенной является дорога, на которой установлен знак «Уступи дорогу»), так как преимущественное право продолжить движение без помех имеют автотранспортные средства, которые осуществляют движение по главной дороге;

Обгон по ПДД – как выполняется данный маневр?

Когда человек за рулем знает, как верно производится обгон, опережение, встречный разъезд и иные маневры, он уверенно ведет машину и редко попадает в ДТП. Содержание Правила дорожного движения (ПДД), которые в 2013 году были уточнены и дополнены в очередной раз, говорят нам, что термин «обгон» означает объезд нескольких либо одной машины, подразумевающий кратковременный выезд обгоняющего ТС на встречную полосу и возвращение его обратно.

ПДД 2013 года четко прописывают то, что далеко не любое опережение считается обгоном. А вот каждый обгон по своей сути является опережением.

Давайте разберемся, чем отличается обгон от опережения. Прежде всего, уясним, какое понятие вкладывают правила в термин «опережение».

Здесь все просто. Опережение представляет собой езду машины на скорости большей, нежели скорость попутных ТС. Другими словами, когда ваше авто двигается на высокой скорости в области правой половины автотрассы или без пересечения разметки в пределах одной полосы, речь идет именно об опережении. Сразу видно, что разница между опережением и обгоном всем ясна.

В первом случае, согласно ПДД 2013, выезд на «встречку» не предусматривается.

А вот при обгоне водитель может выезжать на встречную и после выполнения задуманного маневра обязательно возвращаться обратно. В соответствии с ПДД 2013, перед тем, как совершать обгон, следует удостовериться в том, что при выполнении данного маневра другим участникам дорожного движения не будет создано каких-либо помех, и убедиться в отсутствии знака, запрещающего маневр (3.20). Человек за рулем должен проанализировать дорожную ситуацию, выбрать безопасную дистанцию для совершения обгона и лишь после этого «обходить» попутные ТС.

Причем очень важно убедиться в отсутствии автомобилей на «встречке». Обгон запрещен в далее указанных случаях:

  1. автомобиль спереди выполняет объезд какого-либо препятствия либо обгон;
  2. обгон начала машина, следующая за вашим авто.
  3. машина, движущаяся спереди по той же полосе, что и авто, которое планирует совершить обгон, сигнализирует о том, что его водитель хочет повернуть налево;

Обгон запрещен и тогда, когда водитель понимает, что после окончания запланированного маневра он не сможет безопасно вернуться на свою полосу. С точки зрения элементарного здравого смысла все эти запреты выглядят полностью обоснованными.

Каждый из автомобилистов прекрасно понимает, что именно так и нужно вести себя на дороге, заботясь о безопасности движения по ней. Теперь давайте запомним те места на автотрассах, где обгон запрещен вообще. К ним в ПДД 2013 относят далее указанные участки дороги:

  1. переезды через железнодорожное полотно (описываемый в статье маневр, кроме того, запрещен и менее чем за сто метров перед такими переездами).
  2. регулируемые перекрестки;
  3. тоннели;
  4. опасные повороты и финальные участки подъемов;
  5. участки, на которых имеется ограниченная видимость;
  6. перекрестки без светофоров или регулировщиков (запрещен обгон в тех случаях, когда машина едет не по главной дороге);
  7. ;
  8. эстакады, путепроводы, мосты и пространства под этими инженерными сооружениями;

Правила, утвержденные в 2013 году, указывают на то, что водителю за рулем обгоняемой машины запрещено увеличивать скорость в то время, когда его «обходит» другое транспортное средство, либо иным способом мешать обгоняющему начать и завершить запланированный им маневр.

Мало того, в ситуациях, когда по дороге движется тихоходный автомобиль (например, грузовое ТС), ПДД требуют, чтобы он содействовал машине идущей сзади в обгоне (полностью остановился либо сдал вправо). Указанное правило действует при движении вне населенных пунктов.

Кстати, оно справедливо и для случаев опережения транспортных средств, а не только их обгона. Начинающий водитель может с недоумением спросить о том, в каких ситуациях обгон разрешен.

Ему может показаться, что правила очень строго относятся к автомобилистам, которые хотят обогнать других участников движения, и практически не дают им возможности без нарушения требования ПДД 2013 совершить безопасный обгон. На самом деле, описываемый в этой статье маневр на дороге считается среди специалистов наиболее опасным из всех видов маневров, который при неправильном его исполнении способен привести к катастрофическим последствиям. Поэтому ПДД столь строго регламентируют все действия водителя, решившего осуществить обгон (опережение, встречный разъезд).

Запомнить участки, на которых допускается совершать данный маневр, несложно. Правила движения 2013 года разрешают выполнять обгон на:

  1. дорогах с тремя полосами, на которых нанесены прерывистые продольные разметочные линии;
  2. дорогах с двумя полосами и комбинированной разметкой.
  3. двухполосных автотрассах, где осевая линия выполнена прерывистой разметкой;

Повторимся.

Следует максимально ответственно относиться к каждому своему решению объезда транспортных средств в любом из указанных (разрешенных) случаев.

Цена ошибки водителя, не сумевшего правильно проанализировать дорожную ситуацию и совершившего неудачный обгон, очень высока. Просто посмотрите вечером по местному ТВ-каналу очередной сюжет о серьезной аварии, и вы поймете, что во многих случаях к ней приводит то, что водитель, виновный в ней, не имеет понятия о терминах опережения либо обгона. В ПДД 2013 содержится информация обо всех видах разметки автомобильных дорог и знаках, которые помогают водителям определиться с участками, где обгонные маневры запрещены.

Верным помощником автомобилисту-лихачу, предостерегающим его от неразумных действий, является переход через дорогу для пешеходов. Как было сказано, на пешеходном переходе выполнять обгон или опережение категорически запрещено.

А это означает, что, увидев «зебру», водитель должен сразу же забыть о своем желании побыстрее доехать до нужного ему места.

Обратите внимание – маневры на пешеходном переходе запрещены и тогда, когда на нем есть люди, переходящие дорогу, и в ситуации, когда пешеходов нет.

Здесь лучше точно соблюдать правила 2013 г., если вы не хотите быть оштрафованными.

Добавим, что на пешеходном переходе запрещен и разворот, и встречный обгон (его определение будет предоставлено ниже), и езда задним ходом.

Думается, говорить о том, как узнать «зебру» и знак, обозначающий ее, нет необходимости. О том, что впереди есть пешеходный переход, любой водитель знает по разметке и соответствующему знаку «5.19».

Кстати, если вы планируете выезд за границу, заранее изучите дорожные знаки, принятые в той или иной стране.

Во многих государствах (например, в Новой Зеландии, Японии, Австралии и других) пешеходный переход обозначается весьма необычными для нас знаками. Обгонные и опережающие маневры нельзя выполнять на мосту и иных сооружениях.

Перед въездом на подобные сооружения всегда устанавливаются соответствующие знаки (в частности, 3.20). Автомобилисту необходимо лишь выучить ПДД и запомнить, что на таких опасных участках (на мосту и так далее) обгон запрещен.

А затем следить за знаками и не пытаться вдавить педаль газа до упора, когда он едет по мосту, в тоннеле, по специальному путепроводу. Следующий знак, «подсказывающий» о невозможности объезда впереди движущегося ТС, представляет собой черный треугольник подъема дороги с цифрами процентов, определяющих крутизну трассы на конкретном участке. Как было сказано, в конце подъема нельзя обгонять автомобиль, едущий перед вашей машиной.

А вот опережение (вспомните, какое значение имеет этот термин) на подъемах вполне можно производить, но при условии, что движение ведется по двухполосной, а не однополосной дороге. Итак, мы запомнили знаки, которые говорят о невозможности обгона на мостах и в конце подъемов. И теперь освежим в памяти еще несколько знаков, устанавливаемых перед ж.д.

переездами (1.1–1.4). На них может быть изображен дымящий паровозик, красный крестик, несколько красных наклоненных полосок (от одной до трех) или ограда черного цвета. Знак с паровозом и оградой ставят за 150–300 метров перед переездом, если они находятся вне городов и сел, и за 50–100 метров в пределах населенных пунктов. Увидев указанные знаки, сразу же забывайте об обгонных маневрах!

Как видим, дорожные знаки, устанавливаемые перед въездом на мост, эстакаду, железнодорожный переезд и на прочие потенциально опасные для движения сооружения, помогают водителям ТС не совершать необдуманных поступков и ненужных маневров.

Большинство автомобилистов прекрасно знают, что двойной обгон в нашей стране выполнять запрещается. При этом никто не может точно сказать, что скрывается под этим термином. И не удивительно, ведь понятие «двойной обгон» в ПДД никак не прописано. Его просто-напросто нет! Зато имеется пункт 11.2, в котором четко прописано: нельзя обгонять машину, находящуюся впереди, если ее водитель сам совершает обгон ТС, едущего перед его авто.
Его просто-напросто нет! Зато имеется пункт 11.2, в котором четко прописано: нельзя обгонять машину, находящуюся впереди, если ее водитель сам совершает обгон ТС, едущего перед его авто.

Даже у опытных водителей нередко возникают проблемы с инспекторами ГИБДД, связанные с двойным обгоном. Особенно в случаях, когда автомобилист пытается совершить объезд нескольких машин перед собой по схеме, называемой в просторечье «паровозиком». Допустим, перед вашим авто едет два транспортных средства, которые не пытаются осуществлять каких-либо маневров.

Возможен ли их объезд (в данном случае двойной)?

Однозначного ответа нет, поэтому, чтобы не стать нарушителем, лучше не пытаться совершать двойной обгон, так как он может стать причиной аварии. А теперь рассмотрим правила, по которым выполняется обгон организованной колонны автомобилей.

Под понятие такой колонны попадают машины, движущиеся со специальным сопровождающим автомобилем (он едет с красным и синим маячком впереди и при этом издает звуковые сигналы). Причем в организованной колонне должно быть не менее трех ТС. Правилами движения по дорогам нашей страны категорически запрещено обгонять организованные транспортные колонны.

Всегда помните об этом, когда у вас возникнет желание сделать это. За опережение колонны с сопровождающим авто вы несомненно будете наказаны, причем на весьма «кругленькую» сумму. На отечественных далеко не идеальных автотрассах иногда встречаются неожиданные сужения дороги, обусловленные каким-либо препятствием, образовавшимся в силу неожиданных причин (это может быть сломавшийся автомобиль, дорожные работы и тому подобные ситуации).

На дорогах с несколькими по одной стороне такие препятствия проблем не вызывают. Водитель может легко объехать их, не совершая выезд на «встречку».

А вот на двухполосной трассе так просто возникшее затруднение не решишь. Если вы попытаетесь объехать препятствие по обочине, вам выпишут штраф. Получается, что необходимо направлять свое авто на встречную полосу, совершая интересующий нас встречный разъезд с ТС, движущимися в противоположном направлении.

Получается, что необходимо направлять свое авто на встречную полосу, совершая интересующий нас встречный разъезд с ТС, движущимися в противоположном направлении. Основное правило подобного разъезда заключается в следующем: машина, выезжающая на «встречку», обязана уступить дорогу транспортному средству, которое двигается по своей полосе.

  1. Автор:

Оцените статью:

  • 1
  • 5
  • 2
  • 4
  • 3

(3 голоса, среднее: 3.3 из 5) Поделитесь с друзьями!

→ → → Load More

Обгон и поворот налево — кто виноват в ДТП? Типовые ситуации

Рубрика: Темы: Один автомобиль совершает обгон, другой поворачивает налево кто должен уступить дорогу? Кто будет виноват в случае ДТП.

Одна из спорных ситуаций, в которой определение приоритета в движении явно не прописано в Правилах, а в случаях ДТП решение об определении виновника может быть как в пользу поворачивающего, так и в пользу обгоняющего.

При определении виновника на месте или в группе разбора в большинстве случаев признают виновным, водителя который совершал поворот, с формулировкой «Не убедился в безопасности маневра». С появлением авторегистраторов и возможностью видеть видеозаписи обстоятельств ДТП практика в определенных случаях стала смещаться на сторону поворачивающего, а участники Интернет дискуссий разделились на две армии. Мы встаем на вектор примирения армий и разберем ситуацию в соответствии с Правилами дорожного движения.

Помните, если все участники дорожного движения будут следовать Правилам, то дорожно-транспортные происшествия исключены, а при обгоне и повороте налево траектории транспортных средств не пересекаются. Давайте выделим, какие требования предъявляются каждому из водителей связанные с пересечением траекторий.

Чтобы не перегружать материал, рассматривать будем движение на перекрестке.

11.1. Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения. При пересечении траекторий обгоняющий будет в процессе обгона, данное требование нельзя игнорировать по отношению к поворачивающему. 11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:

  1. транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;

11.4.

Обгон запрещен:

  1. на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;
  2. на пешеходных переходах;
  3. на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;
  4. в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.
  5. на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;

8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны — рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

8.2. Подача сигнала указателями поворота или рукой должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра и прекращаться немедленно после его завершения (подача сигнала рукой может быть закончена непосредственно перед выполнением маневра). При этом сигнал не должен вводить в заблуждение других участников движения.

Подача сигнала не дает водителю преимущества и не освобождает его от принятия мер предосторожности.

13.12. При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо. Как видите, при выполнении этих правил, исключается пересечение траекторий. Обгон просто напросто запрещен, если поворачивающий выполнил все требования Правил.

Развеем небольшой миф.

«Подача сигнала не дает водителю преимущества и не освобождает его от принятия мер предосторожности.»

Есть мнение, что данная фраза автоматически делает виновным поворачивающего, так как поворотник не дает преимущество. Мнение не верно. Включенный поворотник не дает преимущество, но и не обязывает уступать дорогу. В данном случае включенный поворотник запрещает выполнять обгон и такой обгон будет нарушением Правил.

Участник движения нарушающий Правила не имеет и не может иметь преимущества перед участниками, движение которых осуществляется в рамках ПДД. Это относится не только к обгону. «Преимущество (приоритет)» — право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.

Обратите внимание — право на движение.

В случае нарушения Правил, у обгоняющего нет права на обгон, и нет права на движение, соответственно и не может быть преимущества.

Ни у кого не возникает сомнений, что водитель, который едет прямо на красный сигнал светофора не имеет преимущества перед поворачивающими на зеленый сигнал.

И никому не придет в голову обвинить поворачивающий автомобиль, так как он «не убедился в безопасности маневра». Именно с такой формулировкой обвиняют водителя, поворачивающего налево, не смотря на то, что ее не существует в Правилах.

Но она звучит убедительно и многие соглашаются с этим нарушением.

«При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.»

— для поворачивающего и «в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения» — для обгоняющего — это общие требования для выполнения маневров.

Определяющими они могут быть только в случае отсутствия специальных регулирующих норм. В обсуждаемой ситуации выполнение специальных норм исключает пересечение траекторий.

Включенный левый поворотник запрещает выполнять обгон, требования уступить дорогу обгоняющему в нарушение Правил нет и быть не может. Мы пришли к простому и логичному выводу, виноват тот, кто нарушает. Однако, существует одна ситуация, когда одновременно есть право обгона и право поворота налево с пересечением траекторий, а очередность проезда уже определяется по общим требованиям пунктов Правил 8.1 и 11.1.

Об этом читайте в следующем материале. RusPDD.ru на других площадках: | | | | | Не забывайте делиться статьей в социальных сетях Понравилась статья? Поделитесь с другими! Метки:

Обгон во время разворота

Последнее обновление: 01.06.2021 5-я статья из 10 в серии

Вопрос.

Едет впереди машина, у нее включен «поворотник» налево, при этом берет на правую обочину и разворачивается на левую часть дороги, а я, увидев, что он взял чуть направо, решил резко обогнать его с левой стороны. Не успел, и на его развороте мы столкнулись. Кто виновен?Ответ. С юридической стороны виновник в этой ситуации водитель автомобиля, совершавшего разворот.

Действие происходило на дороге вне перекрестка, и предположим, что оба маневра на этом участке не были запрещены .Если при развороте вне перекрестка ширина проезжей части не позволяет выполнить разворот из крайнего левого положения, то разрешает развернуться от правого края проезжей части (с правой обочины). При этом водитель должен уступить дорогу как встречным, так и попутным транспортным средствам.Это, собственно, и есть ответ на вопрос «кто виноват».

Но в любом ДТП участвуют как минимум двое, т.е. в подавляющем большинстве случаев решение принимают оба! водителя. Выходит, что с точки зрения рационального (каждый перед самим собой), виновны в ДТП оба участника.Например, в нашем случае первый водитель пошел на разворот (принял решение), нарушив , вероятно, он даже не предполагал, что едущий сзади него автомобиль пойдет на обгон.

Может быть, он не видел «заднего», такое бывает, когда тот находится в слепой зоне зеркал.Дело в том, что движущийся сзади автомобиль виден в зеркалах заднего вида. Но обгоняющий автомобиль в какой-то момент времени «уходит» из зоны зеркал, т.е.

попадает в «слепую» зону. Для того чтобы понять, где он находится, нужно быстро повернуть голову и посмотреть влево-назад.Второй водитель приступил к обгону (принял решение), понадеявшись, что успеет обогнать. Ведь, он видел включенный левый!

«поворотник» и смещение того вправо, на обочину. Перед разворотом автомобиль снижает скорость – это естественно.

Возможно, был уверен, что его пропустят вперед. Не рассчитал. Как вариант, можно было дать звуковой сигнал для предупреждения об обгоне.Эта ситуация несколько схожа с обгоном на перекрестке автомобиля, поворачивающего налево.

Рекомендую статью . В ней дается разъяснение, почему в таких случаях происходит ДТП, и из него, соответственно, следуют рекомендации, как избежать столкновения. Эти рекомендации актуальны и для нашего случая, рассмотренного в данной статье. Если в общих чертах, то, приступая к маневру, необходимо знать дорожную обстановку вокруг автомобиля.

Впереди по движению ее и так видно, а сзади – посредством зеркал заднего вида и поворота головы в необходимую сторону, т.к.

зеркала не всегда дают точную картину.Видеть и понимать обстановку нужно для того чтобы с учетом этих обстоятельств спрогнозировать развитие ситуации и спланировать свои действия. «Заднему» автомобилю это сделать легче, чем «переднему», поскольку вся ситуация находится у водителя перед глазами.Ну а по части выявления виновников происшествий реальность может развернуться с точностью до наоборот.

Если простыми словами: бывают ситуации, когда мало быть правым (невиновным), еще нужно свою невиновность как-то доказать.

Этой теме посвящена статья . Рекомендую.К теме разворотов вне перекрестка относится материал статьи , и к этой же теме отнесены несколько статей из серии .

В частности и . Их содержание пересекается с тем, что мы рассмотрели в этой статье.Читатель, наверное, уже обратил внимание, что против заявленной темы обгона, речь в статье идет в основном о развороте. Обгон в этой ситуации выглядит, скорее, как объезд по встречной полосе.

Но в вопросе в начале статьи маневр заявлен как обгон, т.е.