Главная - Другое - Сколько присяжных заседателей входят в состав суда присяжных рф

Сколько присяжных заседателей входят в состав суда присяжных рф


Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»


Принят Государственной Думой 31 июля 2004 года Одобрен Советом Федерации 8 августа 2004 года Статья 1. Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей федеральных судов общей юрисдикции (далее — присяжные заседатели) проводится в Верховном Суде Российской Федерации, верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судах (далее — суды).

Статья 2. Участие граждан Российской Федерации в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей 1.

Граждане Российской Федерации (далее — граждане) имеют право участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседетелей при рассмотрении судами первой инстанции подсудных им уголовных дел с участием присяжных заседателей. Ограничение данного права устанавливается только федеральным законом.

Ограничение данного права устанавливается только федеральным законом. 2. Участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, является их гражданским долгом.

Статья 3. Требования, предъявляемые к присяжным заседателям 1. Присяжными заседателями могут быть граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванные в установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела. 2. Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица: 1) не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет; 2) имеющие непогашенную или неснятую судимость; 3) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности; 4) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

3. К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица: 1) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений; 2) не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство; 3) имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Статья 4. Общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели 1. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации каждые четыре года составляет общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, включая в них необходимое для работы соответствующего суда число граждан, постоянно проживающих на территории субъекта Российской Федерации. 2. Число граждан, подлежащих включению в общий список кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации от каждого муниципального образования, должно примерно соответствовать соотношению числа постоянно проживающих в муниципальном образовании граждан с числом граждан, постоянно проживающих в субъекте Российской Федерации.

3. Число граждан, подлежащих включению в запасной список кандидатов в присяжные заседатели, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и составляет не более одной четвертой числа кандидатов в присяжные заседатели, подлежащих включению в общий список кандидатов в присяжные заседатели.

4. Общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели для окружных (флотских) военных судов составляются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации по территориальному признаку на основании представления председателя соответствующего окружного (флотского) военного суда в порядке, установленном статьями 5-8 настоящего Федерального закона. Статья 5. Порядок и сроки составления списков кандидатов в присяжные заседатели 1. Председатель суда не позднее чем за три месяца до истечения срока полномочий кандидатов в присяжные заседатели, ранее включенных в общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, вносит руководителю высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации представление о необходимом для работы суда числе кандидатов в присяжные заседатели.

2. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона устанавливает порядок и сроки составления списков кандидатов в присяжные заседатели и сообщает исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований число граждан, которое необходимо включить в списки кандидатов в присяжные заседатели от соответствующих муниципальных образований.

При составлении списков кандидатов в присяжные заседатели число указанных граждан может быть превышено не более чем на 10 процентов. 3. Списки кандидатов в присяжные заседатели составляются исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований отдельно по каждому муниципальному образованию субъекта Российской Федерации на основе персональных данных об избирателях, входящих в информационные ресурсы Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы», путем случайной выборки установленного числа граждан. При этом из числа отобранных граждан исключаются лица, которые не могут быть присяжными заседателями в соответствии с частью 2 статьи 3 настоящего Федерального закона.

4.О составлении списков кандидатов в присяжные заседатели исполнительно-распорядительный орган муниципального образования извещает граждан соответствующего муниципального образования, а также уведомляет граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, и в течение двух недель предоставляет им возможность ознакомиться с указанными списками и рассматривает поступающие от них письменные заявления об исключении граждан из списков кандидатов в присяжные заседатели и исправлении в них неточных сведений о кандидатах в присяжные заседатели. 5. Уточненные списки кандидатов в присяжные заседатели, подписанные главами муниципальных образований (если уставом муниципального образования такая должность не предусмотрена, — лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления), представляются в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

6. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации на основании поступивших от исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований списков кандидатов в присяжные заседатели составляет общий список кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации, который подписывается руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и скрепляется печатью. 7. Одновременно с составлением общего списка кандидатов в присяжные заседатели высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации составляет запасной список кандидатов в присяжные заседатели.

В него включаются только граждане, постоянно проживающие в населенном пункте по месту постоянного нахождения соответствующего суда. 8. Запасной список кандидатов в присяжные заседатели подписывается руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и скрепляется печатью.
8. Запасной список кандидатов в присяжные заседатели подписывается руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и скрепляется печатью.

9. Общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели публикуются в средствах массовой информации соответствующего муниципального образования и содержат только фамилии, имена и отчества кандидатов в присяжные заседатели. 10. Граждане имеют право обращаться в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации с письменными заявлениями о необоснованном включении в списки кандидатов в присяжные заседатели, об исключении их из указанных списков или исправлении неточных сведений о кандидатах в присяжные заседатели, содержащихся в этих списках.

11. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в пятидневный срок рассматривает поступившие письменные заявления и принимает решения, которые могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. 12. Изменения и дополнения, внесенные в общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, публикуются в средствах массовой информации соответствующего муниципального образования.

13. Исполнительно-распорядительный орган муниципального образования и высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны ежегодно (или в более короткие сроки по представлению председателя суда) проверять и при необходимости изменять и дополнять в соответствии с положениями настоящей статьи списки кандидатов в присяжные заседатели, исключая из них граждан, утративших право быть присяжными заседателями, и включая в них тех, кто был отобран дополнительно.

14. Финансовое обеспечение переданных исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований государственных полномочий по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели осуществляется из средств федерального бюджета в порядке и размерах, определяемых Правительством Российской Федерации. Статья 6. Обязанности должностных лиц и руководителей организаций по представлению информации для составления списков кандидатов в присяжные заседатели 1. Должностные лица и руководители организаций независимо от их организационно-правовой формы обязаны по запросу исполнительно-распорядительного органа муниципального образования и высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации представить информацию, необходимую для составления списков кандидатов в присяжные заседатели.

2. За непредставление информации, необходимой для составления списков кандидатов в присяжные заседатели, а также за представление заведомо неверной информации лица, указанные в части 1 настоящей статьи, несут ответственность, установленную Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Статья 7. Исключение граждан из общего и запасного списков кандидатов в присяжные заседатели Граждане, включенные в общий или запасной список кандидатов в присяжные заседатели, исключаются из указанных списков высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случаях: 1) выявления обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона; 2) подачи гражданином письменного заявления о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению им обязанностей присяжного заседателя, если он является: а) лицом, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство; б) лицом, не способным исполнять обязанности присяжного заседателя по состоянию здоровья, подтвержденному медицинскими документами; в) лицом, достигшим возраста 65 лет; г) лицом, замещающим государственные должности или выборные должности в органах местного самоуправления; д) военнослужащим; е) судьей, прокурором, следователем, дознавателем, адвокатом, нотариусом или имеющим специальное звание сотрудником органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы судебных приставов, таможенных органов, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, а также лицом, осуществляющим частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии); ж) священнослужителем. Статья 8. Направление в суд общего и запасного списков кандидатов в присяжные заседатели 1.

Составленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели направляются в соответствующий суд не позднее чем за месяц до истечения срока полномочий кандидатов в присяжные заседатели, включенных в ранее представленные общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели. 2. Изменения, внесенные в общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели в соответствии с частью 13 статьи 5 настоящего Федерального закона, направляются в соответствующий суд в недельный срок.

3. При выявлении в поступивших в суд общем и запасном списках кандидатов в присяжные заседатели лиц, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, или лиц, подавших письменное заявление об исключении из списков кандидатов в присяжные заседатели в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, а также в случае необходимости дополнения этих списков председатель суда вносит в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации представление о необходимости изменения и дополнения общего и запасного списков кандидатов в присяжные заседатели.

Статья 9. Кандидаты в присяжные заседатели Верховного Суда Российской Федерации Кандидаты в присяжные заседатели для участия в рассмотрении уголовных дел Верховным Судом Российской Федерации отбираются путем случайной выборки аппаратом Верховного Суда Российской Федерации из общих и запасных списков кандидатов в присяжные заседатели, составленных для судов в субъектах Российской Федерации. Статья 10. Порядок и сроки исполнения гражданином обязанностей присяжного заседателя 1.

Граждане призываются к исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, один раз в год на десять рабочих дней, а если рассмотрение уголовного дела, начатое с участием присяжных заседателей, не окончилось к моменту истечения указанного срока, — на все время рассмотрения этого дела.

2. Кандидаты в присяжные заседатели, вызванные в суд, но не отобранные в состав коллегии присяжных заседателей и не освобожденные от исполнения обязанностей кандидатов в присяжные заседатели по основаниям, предусмотренным статьями 3 и 7 настоящего Федерального закона, могут быть привлечены для участия в качестве присяжных заседателей в другом судебном заседании. Статья 11. Материальное обеспечение присяжных заседателей 1. За время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия соответствующий суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере одной второй части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период.

2. Присяжному заседателю возмещаются судом командировочные расходы, а также транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно в порядке и размере, установленных законодательством для судей данного суда. 3. За присяжным заседателем на время исполнения им обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы сохраняются гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством. Увольнение присяжного заседателя или его перевод на другую работу по инициативе работодателя в этот период не допускаются.

4. Время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия учитывается при исчислении всех видов трудового стажа. Статья 12. Гарантии независимости и неприкосновенности присяжного заседателя 1.

На присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей, установленные Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», пунктом 1 (за исключением абзацев третьего, четвертого и шестого) и абзацем первым пункта 2 статьи 9, статьей 10, пунктами 1, 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 16 Закона Российской Федерации от 26 июля 1992 года N 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральным законом от 20 апреля 1995 года N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и настоящим Федеральным законом. 2. Лица, препятствующие присяжному заседателю исполнять обязанности по осуществлению правосудия, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 13. Заключительные и переходные положения 1. Списки кандидатов в присяжные заседатели для судов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей, должны быть составлены в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Списки кандидатов в присяжные заседатели для судов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей, должны быть составлены в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

2. Граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели до вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют свои полномочия до составления списков присяжных заседателей в соответствии с настоящим Федеральным законом, а в случае их участия в качестве присяжных заседателей в рассмотрении уголовных дел, которые не могут быть закончены до истечения этого срока, — до окончания рассмотрения этих дел.

3. Признать утратившими силу: 1) раздел V Закона РСФСР от 8 июля 1981 года «О судоустройстве РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1981, N 28, ст. 976); 2) пункт 5 раздела I Закона Российской Федерации от 16 июля 1993 года N 5451-I «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 33, ст. 1313); 3) статью 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ

«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности»

(Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст.

3033). Президент Российской Федерации В. Путин

УПК РФ Статья 328. Формирование коллегии присяжных заседателей

  1. Статья 328. Формирование коллегии присяжных заседателей

1.

После выполнения председательствующим требований явившиеся кандидаты в присяжные заседатели приглашаются в зал судебного заседания.2. Председательствующий произносит перед кандидатами в присяжные заседатели краткое вступительное слово, в котором он:1) представляется им;2) представляет стороны;3) сообщает, какое уголовное дело подлежит рассмотрению;4) сообщает, какова предполагаемая продолжительность судебного разбирательства;5) разъясняет задачи, стоящие перед присяжными заседателями, и условия их участия в рассмотрении данного уголовного дела, предусмотренные настоящим Кодексом.3.

Председательствующий разъясняет кандидатам в присяжные заседатели их обязанность правдиво отвечать на задаваемые им вопросы, а также представить необходимую информацию о себе и об отношениях с другими участниками уголовного судопроизводства. После этого председательствующий опрашивает кандидатов в присяжные заседатели о наличии обстоятельств, препятствующих их участию в качестве присяжных заседателей в рассмотрении уголовного дела.4.
После этого председательствующий опрашивает кандидатов в присяжные заседатели о наличии обстоятельств, препятствующих их участию в качестве присяжных заседателей в рассмотрении уголовного дела.4.

Каждый из кандидатов в присяжные заседатели, явившихся в судебное заседание, вправе указать на причины, препятствующие исполнению им обязанностей присяжного заседателя, а также заявить самоотвод.5.

По ходатайствам кандидатов в присяжные заседатели о невозможности участия в судебном разбирательстве заслушивается мнение сторон, после чего судья принимает решение.6. Кандидаты в присяжные заседатели, ходатайства которых об освобождении от участия в рассмотрении уголовного дела удовлетворены, исключаются из предварительного списка и удаляются из зала судебного заседания.7.

После удовлетворения самоотводов кандидатов в присяжные заседатели председательствующий предлагает сторонам воспользоваться своим правом на мотивированный отвод.8. Председательствующий предоставляет сторонам возможность задать каждому из оставшихся кандидатов в присяжные заседатели вопросы, которые связаны с выяснением обстоятельств, препятствующих участию лица в качестве присяжного заседателя в рассмотрении уголовного дела. Задавать иные вопросы не допускается, они подлежат отклонению председательствующим.

Первой проводит опрос кандидатов в присяжные заседатели сторона защиты. Если сторону представляют несколько участников, очередность их участия в опросе, производимом стороной, устанавливается по договоренности между ними.(часть 8 в ред. Федерального от 23.06.2016 N 190-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)9.

После завершения опроса кандидатов в присяжные заседатели происходит обсуждение каждого кандидата в последовательности, определенной списком кандидатов.

Председательствующий опрашивает стороны, имеются ли у них отводы в связи с обстоятельствами, препятствующими участию лица в качестве присяжного заседателя в рассмотрении уголовного дела.10.

Стороны передают председательствующему мотивированные письменные ходатайства об отводах, не оглашая их. Эти ходатайства разрешаются судьей без удаления в совещательную комнату. Отведенные кандидаты в присяжные заседатели исключаются из предварительного списка.11.

Председательствующий доводит свое решение по мотивированным отводам до сведения сторон. Он также может довести свое решение до сведения кандидатов в присяжные заседатели.12. Если в результате удовлетворения заявленных самоотводов и мотивированных отводов осталось менее двенадцати кандидатов в присяжные заседатели верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда и менее десяти кандидатов в присяжные заседатели районного суда, гарнизонного военного суда, председательствующий принимает меры, предусмотренные настоящего Кодекса.

Если количество оставшихся кандидатов в присяжные заседатели составляет двенадцать и более в верховном суде республики, краевом или областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, окружном (флотском) военном суде и десять и более в районном суде, гарнизонном военном суде, председательствующий предлагает сторонам заявить немотивированные отводы.(часть 12 в ред. Федерального от 23.06.2016 N 190-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)13.

Немотивированные отводы присяжных заседателей заявляются лицами, указанными в настоящего Кодекса, путем вычеркивания ими из полученного предварительного списка фамилии отводимого кандидата в присяжные заседатели, после чего эти списки передаются председательствующему без оглашения фамилий отводимых присяжных заседателей.
Немотивированные отводы присяжных заседателей заявляются лицами, указанными в настоящего Кодекса, путем вычеркивания ими из полученного предварительного списка фамилии отводимого кандидата в присяжные заседатели, после чего эти списки передаются председательствующему без оглашения фамилий отводимых присяжных заседателей. Эти списки, а также мотивированные ходатайства об отводе присяжных заседателей приобщаются к материалам уголовного дела.(в ред.

Федерального от 23.06.2016 N 190-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)14. Немотивированный отвод первым заявляет государственный обвинитель, который согласовывает свою позицию по отводам с другими участниками уголовного судопроизводства со стороны обвинения.15.

Если в уголовном деле участвуют несколько подсудимых, то немотивированный отвод производится по их взаимному согласию, а в случае недостижения согласия — путем разделения между ними количества отводимых присяжных заседателей поровну, если это возможно. Если такое разделение невозможно, то подсудимые реализуют свое право на немотивированный отвод по большинству голосов или по жребию.16. Если позволяет количество неотведенных присяжных заседателей, председательствующий может предоставить каждой из сторон право на один дополнительный немотивированный отвод.(часть 16 в ред.

Федерального от 23.06.2016 N 190-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)17. После решения всех вопросов о самоотводах и об отводах кандидатов в присяжные заседатели секретарь судебного заседания или помощник судьи по указанию председательствующего составляет оставшихся кандидатов в присяжные заседатели в той последовательности, в которой они были включены в первоначальный список.18. Если количество неотведенных кандидатов в присяжные заседатели превышает десять в верховном суде республики, краевом или областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, окружном (флотском) военном суде и восемь в районном суде, гарнизонном военном суде, в протокол судебного заседания по указанию председательствующего включаются соответственно десять и восемь первых по списку кандидатов.

С учетом характера и сложности уголовного дела по решению председательствующего может быть избрано большее количество запасных присяжных заседателей, которые также включаются в протокол судебного заседания.(часть 18 в ред. Федерального от 23.06.2016 N 190-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)19. После этого председательствующий объявляет результаты отбора, не указывая оснований исключения из списка тех или иных кандидатов в присяжные заседатели, благодарит остальных кандидатов в присяжные заседатели.20.

Если оставшихся кандидатов в присяжные заседатели окажется меньше десяти в верховном суде республики, краевом или областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, окружном (флотском) военном суде и меньше восьми в районном суде, гарнизонном военном суде, необходимое количество лиц вызывается в суд дополнительно по запасному списку.

В отношении вновь вызванных в суд кандидатов в присяжные заседатели вопросы об их освобождении от участия в рассмотрении уголовного дела и отводах решаются в порядке, установленном настоящей статьей.(часть 20 в ред.

Федерального от 23.06.2016 N 190-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)21. Председательствующий оглашает фамилии, имена и отчества присяжных заседателей, занесенные в протокол судебного заседания.

При этом первые по списку восемь присяжных заседателей верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда и первые по списку шесть присяжных заседателей районного суда, гарнизонного военного суда образуют коллегию присяжных заседателей по соответствующему уголовному делу, а последние по списку два присяжных заседателя соответствующего суда участвуют в рассмотрении уголовного дела в качестве запасных присяжных заседателей.(часть 21 в ред. Федерального от 23.06.2016 N 190-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)22.

По завершении формирования коллегии присяжных заседателей председательствующий предлагает восьми присяжным заседателям верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда либо шести присяжным заседателям районного суда, гарнизонного военного суда занять отведенное им место на скамье присяжных заседателей, которая должна быть отделена от присутствующих в зале судебного заседания и расположена, как правило, напротив скамьи подсудимых. Запасные присяжные заседатели занимают на скамье присяжных заседателей места, специально отведенные для них председательствующим.(часть 22 в ред.

Федерального от 23.06.2016 N 190-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)23. Формирование коллегии присяжных заседателей производится в закрытом судебном заседании.24.

Если в материалах уголовного дела содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом , то у присяжных заседателей отбирается подписка о ее неразглашении.

Присяжный заседатель, отказавшийся дать такую подписку, отводится председательствующим и заменяется запасным присяжным заседателем. Открыть полный текст документа Ст.

328 УПК РФ. Формирование коллегии присяжных заседателей

Суд присяжных заседателей в России

Впервые идея о данной форме судопроизводства была вынесена на обсуждение еще во времена Екатерины II. Декабристы писали о необходимости участия простых граждан в судебных разбирательствах.

Первый процесс с участием присяжных состоялся в 1866 году.

Коллегия состояла из представителей всех сословий.При отборе кандидатов учитывался: возраст, знание русского языка, срок проживания в одном уезде, имущественный ценз, вероисповедание. Самое громкое дело с участием заседателей – суд над Верой Засулич, выстрелившей в градоначальника Петербурга.Большое количество оправдательных приговоров приводило к изменениям законодательных актов и смягчению мер наказаний за некоторые преступления. Такой вариант судебной системы просуществовал до распада Российской империи.

Суд присяжных заседателей – это один из вариантов рассмотрения уголовных дел, когда вердикт выносится случайно выбранными гражданами без юридического образования. Судья определяет лишь статью и тяжесть наказания для подсудимого.В суде присяжных заседают 12 человек.Идея воссоздания коллегии обсуждалась еще в конце XX века. С 1990 года присяжные заседатели рассматривали дела подсудимых, которым грозила высшая мера наказания либо заключение сроком более чем на 10 лет.Конституция 1993 года позволила обвиняемым ходатайствовать о рассмотрении своего дела присяжными заседателями.

Этот вариант судопроизводства появился не одновременно по всей стране.

Проведение реформы заняло более десяти лет.

Декабрь 1993 года – первое с участием присяжных заседателей. В Свердловской области коллегия появилась лишь спустя 10 лет.

Справка! В России существовало два института: присяжных и народных заседателей.

Институт народных заседателей был упразднен в 2004 году.Законодательные нововведения 2008 года значительно сократили список уголовных дел, которые могут быть рассмотрены коллегией присяжных заседателей. Простые граждане не выносят приговор террористам, коррупционерам, диверсантам, участникам массовых беспорядков и по некоторым другим статьям.Теперь коллегия не имеет возможности рассматривать дела подсудимых, которые старше 65 лет, и если преступник был задержан еще на этапе подготовки к совершению преступления.

ВНИМАНИЕ!Подсудимый имеет право на рассмотрение его дела случайно выбранными гражданами без юридического образования, если обвинение выносится по следующим статьям : , , , , , , , , , , , , , , , , . А также если не может быть назначена высшая мера наказания: 105.1, 111.Суд с участием присяжных имеет свои особенности:

  1. Судебная инстанция обязана подключить к рассмотрению дела присяжных заседателей, даже если только один из обвиняемых по делу заявил подобное ходатайство.
  2. Когда не заявлено подобное ходатайство, то судебный процесс проходит в порядке, установленном законом.
  3. Коллегия может выносить решения по делу в следующих инстанциях: Верховном Суде Российской Федерации; верховных судах республик; краевых, областных судах; судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов; окружных (флотских) военных судах.
  4. Если судья принял решение о проведении процесса с участием заседателей, то обжаловать данное решение невозможно, так как оно является окончательным.
  5. Дела обвиняемых за убийство или за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего, рассматриваются с участием присяжных в районных судах (с 2018 года).

Судебные процессы с участием коллегии проходят, как правило, значительно быстрее, нежели когда решение зависит только от судьи. Это связано с тем, что заседатели допрашивают не всех свидетелей и не рассматривают часть дела, связанную с характеристикой подсудимого.Государством предусмотрены требования к кандидату.

Если человек был выбран на эту роль, то он должен будет принимать участие в заседаниях на протяжении четырех лет.Заседателями не могут быть лица:

  1. подозреваемые или обвиняемые в уголовном преступлении;
  2. при наличии действующей судимости;
  3. с психическими или физиологическими недостатками, которые препятствуют вынесению объективного вердикта.
  4. недееспособные или ограниченно дееспособные;
  5. без знания языка, на котором проходит судебное заседание;
  6. состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансерах;
  7. не достигшие 25 летнего возраста;

Достаточно одного из пунктов, чтобы отказать кандидату. Под запрет также попадают: служители церкви, сотрудники государственной службы, военные, работники правоохранительных органов и судебной системы.Человек может исполнять данную обязанность не чаще одного раза на протяжении года.

Выбор кандидатуры производится компьютером. Для этого используется база данных государственной автоматизированной системы «Выборы». После человек проверяется на основе вышеупомянутых требований.Список выбранных граждан публикуется в местных средствах массовой информации.

Из данного списка также случайным образом выбираются члены коллегии для уже конкретного судебного процесса.Гражданина уведомляют о результатах как минимум за семь дней до предварительного слушания.

Во время предварительного заседания происходит итоговый отбор присяжных, в котором участвуют: судья, обвинитель, подсудимый. Каждый из них может отклонить две кандидатуры без объяснения причины.В остальных случаях необходимо аргументировать свою позицию.

Затем сами присяжные выбирают председателя коллегии. После чего они дают присягу. Внимание!

За неявку на судебное разбирательство член коллегии несет административную ответственность.Каждый член коллегии получает материальное вознаграждение за счет средств федерального бюджета. Компенсация равна половине оклада судьи и пропорциональна количеству дней судебного заседания.Сумма не может быть меньше среднего заработка гражданина на основном месте работы на этот период.

Также возмещаются командировочные и транспортные расходы.Работодатель не имеет права уволить или перевести на другую должность сотрудника.

Льготы, предусмотренные , также остаются неприкосновенными. Время, затраченное на судебное разбирательство, будет учитываться при расчете трудового стажа.Возможны следующие причины для отказа от участия в судебном разбирательстве:

  1. лица, которые не могут прекратить выполнять профессиональную деятельность, так как это повлечет негативные последствия для общества и государства (врачи, учителя);
  2. любой другой мотивированный отказ.
  3. отказ по религиозным убеждениям;
  4. женщины с детьми до трех лет;
  5. гражданин старше 60 лет;

Коллегия обязана принять единогласное решение по делу в течение 3-х часов. Иначе после обсуждения будет проведено голосование.

Решение будет принято большинством голосов. Это регламентируется 343 статьей Уголовно-процессуального кодекса РФ.Если одинаковое количество человек проголосовало за обвинение и оправдание, то вердикт выносится в пользу подсудимого.

Никто из членов коллегии не может воздержаться от принятия решения.Обвинительное решение по делу принимается, если большинство заседателей ответили утвердительно на следующие вопросы:

  1. доказанность преступного деяния обвиняемого,
  2. доказанность события преступления,
  3. доказанность виновности подсудимого.

Обвиняемый будет оправдан, если на один из вышеизложенных вопросов ответят отрицательно не менее 4 человек. Это правило относится к верховному суду республики, краевому или областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области, суду автономного округа, окружному (флотскому) военному суду.Если дело рассматривается в районном или гарнизонном военном суде, то для оправдательного вердикта достаточно, чтобы только 3 заседателя ответили отрицательно хотя бы на один вопрос.Когда принято решение оправдать подозреваемого, то судья обязан вынести оправдательный приговор.Обвинительное заключение коллегии может не учитываться судьей при вынесении приговора, если он посчитает, что действия подсудимого не содержит признаков состава преступления.Тогда судья распускает коллегию заседателей и выносит постановление о новом рассмотрении уголовного дела другим судебным составом, начиная со стадии предварительного слушания.

Данное решение судьи невозможно обжаловать в кассационном порядке.Как стать присяжным заседателем: Когда рассматривается дело присяжными заседателями, это вызывает большее доверие, нежели если вердикт выносится только профессиональными судьями. Последние могут иметь свой интерес и необъективно решить исход тяжбы.Участие случайных граждан без юридического образования не позволяет усомниться в справедливости судебного процесса. Такая форма судопроизводства пришла с Запада, где свобода человека ценилась всегда превыше всего.

Многие критикуют данный вариант судебного разбирательства, так как считают, что простые граждане без профильного образования не могут вынести правильный вердикт.Их оппоненты настаивают на расширении списка уголовных дел, решения по которым будут приниматься людьми не коррумпированными.