Главная - Жилищное право - Соид расшифровка жкх

Соид расшифровка жкх


Соид расшифровка жкх

Содержание общего имущества дома (СОИД): за что именно мы платим


» С 1 января 2021 года владельцы получили квитанции, где отсутствует графа оплаты за общедомовые нужды. Плата за ОДН отменена. Однако появилась новая графа с аббревиатурой СОИ или СОИД. Разберемся, что это означает.

Коммунальные ресурсы (КР), связанные с обеспечением нужд многоквартирного дома, представляют собой СОИ или СОИД.

Расшифровка СОИД в ЖКХ — это «содержание общего имущества дома». СОИД обеспечивает оплату затрат на общедомовое имущество (ОИ), которое не относятся к квартирам жильцов. То есть по сути это те же самые общедомовые нужды (ОДН).

В состав услуг по содержанию имущества многоквартирного дома входят услуги по содержанию технических этажей, подвалов, чердаков, колясочных, лифтов, крыш и т.п.В платежке этот пункт может называться СОИД, СОИ, «Содержание, ремонт и управление ОИ» (то есть общим имуществом). Отдельно могут указываться пункты:

  1. сточные воды на содержание ОИ;
  2. холодная вода на содержание ОИ;
  3. электроэнергия на содержание ОИ.

До 2021 года обслуживающие организации несли убытки, связанные с неплатежами или воровством ресурсов в МКД. Но с 1 января 2021 года расходы, относившиеся к коммунальному хозяйству, стали относить к жилищным.СОИД в платежках не включает плату за капитальный ремонт МКД.

Эта позиция указывается в платежном поручении отдельной строкой.

04.08.201710.08.2017 вступает в силу Федеральный закон от 29.07.2017 № 258-ФЗ «О внесении изменений в статьи 154 и 156 ЖК РФ и статью 12 Федерального закона «О внесении изменений в ЖК РФ и отдельные законодательные акты РФ» (далее –Закон № 258-ФЗ). Данный закон принят в целях урегулирования спорных вопросов, связанных с начислением платы за коммунальные ресурсы, потребленные в целях содержания общего имущества (далее – КР на СОИ).

Между тем только положений закона недостаточно: планируется принятие поправок в подзаконные акты для конкретизации порядка начисления платы. На момент подготовки материала к публикации не было известно о соответствующем постановлении Правительства РФ, был доступен лишь его проект.

Опыт подсказывает: комментировать проекты нормативных актов – дело неблагодарное.

Поэтому сосредоточимся на Законе № 258-ФЗ, однако без отсылок к проекту подзаконного акта все же не обойдемся.При изменении нормативов и тарифов решение собрания не требуетсяСогласно ч. 7 ст. 156 ЖК РФразмер платы за содержание жилого помещения определяется на общем собрании собственников помещений в МКД с учетом предложений УК и устанавливается на срок не менее чем один год.
7 ст. 156 ЖК РФразмер платы за содержание жилого помещения определяется на общем собрании собственников помещений в МКД с учетом предложений УК и устанавливается на срок не менее чем один год.

После переноса платы за КР на СОИ в состав платы за содержание жилого помещения встал вопрос: нужно ли проводить общее собрание собственников помещений в МКД для изменения размера такой платы при принятии новых нормативов потребления КР на СОИ и тарифов на коммунальные услуги? Многие эксперты советовали действовать по букве закона и вынести этот вопрос на голосование, практиков же ужасала перспектива проводить общие собрания так часто.

Теперь в названной норме есть следующее дополнение:за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с ч.

9.2 настоящей статьи .Кроме того, в ч. 10 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ, посвященную первоначальному включению платы за КР на СОИ в плату за содержание жилого помещения, также включена новая фраза о том, что решение общего собрания не требуется в случае изменения размера платы за содержание при изменении расходов граждан и организаций в составе данной платы на оплату КР на СОИ в связи с установлением или изменением тарифов на коммунальные ресурсы или норматива потребления КР на СОИ.Размер платы за КР на СОИ при отсутствии ОПУВ статью 157 ЖК РФвведена новаяч. 9.3 , согласно которой при отсутствии ОПУ размер расходов на оплату КР на СОИ определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида КР на СОИ по тарифам.

В общем-то, это очевидный и единственно возможный вариант.Обратим внимание, что согласно проекту поправок в Правила содержания общего имуществааналогичный расчет предлагается использовать по истечении трех месяцев с даты выхода ОПУ из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию счетчика, истечения срока его эксплуатации.

Данный вариант тоже логичен и соответствует иным положениям жилищного законодательства.Размер платы за КР на СОИ при наличии ОПУ по умолчаниюК 01.06.2017 регионы должны были утвердить нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества (п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498).

И с учетом прямого указания вч.

9.2 ст. 156 ЖК РФ плату следовало исчислять исходя из новых нормативов потребления безальтернативно.

На это обращали внимание представители Минстроя вПисьме от 14.02.2017 № 4275-АЧ/04 , уповая на то, что нормативы потребления КР на СОИ будут максимально приближены к реальному (оптимальному) объему потребления, в том числе с учетом результатов энергосберегающих мероприятий в МКД. Во многих регионах при утверждении новых нормативов были пересмотрены принципы их дифференциации, а также учтены требования о применении показателей для их расчета (прежде всего, площади помещений, входящих в состав общего имущества), в результате чего в большинстве случаев абсолютная величина норматива уменьшилась.Выходит, действия УК по начислению платы за КР на СОИ исходя из новых нормативов потребления КР на СОИ, независимо от наличия или отсутствия ОПУ в платежных документах за июнь и июль 2021 года, в полной мере соответствуют закону.Сегодня же Закон № 258-ФЗфактически провозгласил приоритет приборного метода учета над расчетным (по нормативам).

Именно такие лозунги используют чиновники и эксперты в СМИ, адресуя разъяснения потребителям. Но, как это часто бывает, дьявол кроется в деталях.Норматив с перерасчетомИтак, первое предложение новой редакции ч.

9.2 ст. 157 ЖК РФ, которая теперь стала очень длинной, гласит: при наличии ОПУ размер расходов граждан на оплату КР на СОИ определяется исходя из норматива потребления КР на СОИ по тарифам с проведением перерасчета размера таких расходов с учетом показаний ОПУ в порядке, установленном Правительством РФ.Если обратиться к проекту поправок в Правила содержания общего имущества, можно увидеть, что перерасчет предлагается проводить ежегодно 1 июля на сумму превышения платы за период с 1 июля предыдущего года по 30 июня текущего года, исчисленной исходя из нормативов потребления, над платой, исчисленной исходя из показаний ОПУ (превышения общедомового потребления над суммарным индивидуальным потреблением).

При этом корректировка проводится исключительно в сторону уменьшения платы для потребителей.Учитывая сказанное, получается, что и в августе 2021 года, и в последующих месяцах до июня 2021 года плата за КР на СОИ начисляется исходя из норматива потребления, а не исходя из показаний ОПУ.

Именно в такой ситуации оказались потребители в большинстве домов.Отдельно следует обратить внимание на перерасчет.

Данная методика напоминает порядок расчетов за отопление с последующей корректировкой. Но в этом случае перерасчет проводится только в пользу потребителей (еще раз подчеркнем, так написано в проекте постановления Правительства РФ). Возникает вопрос: каким образом признавать выручку в бухгалтерском учете?

Самый простой вариант, лежащий, что называется, на поверхности, – отражать доходы в размере начисленной потребителям платы. Альтернатива – признание выручки исходя из показаний ОПУ в пределах норматива потребления, что соответствует реальным экономическим выгодам УК, относящимся к отчетному периоду.

Выбор между двумя этими вариантами обусловлен соотношением двух требований к учетной политике организации (п.

6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»):– требование осмотрительности(учетная политика должна обеспечивать большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов). Так, если УК уже сегодня имеет информацию, что обязана будет проводить корректировку в виде уменьшения доходов, путем признания выручки в размере начисленной платы она нарушает требование осмотрительности.

Бухгалтерская отчетность составляется по итогам календарного года, тогда как перерасчет производится 1 июля, значит, его сумма относится частично к финансовым результатам предыдущего года, частично к результатам года перерасчета. Поэтому, если сумма перерасчета, относящаяся к отчетному году, существенна, отражение выручки в размере начисляемой платы означает искажение отчетности и может ввести пользователей в заблуждение относительно финансового положения УК; –требование рациональности (учетная политика должна обеспечивать рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации, а также исходя из соотношения затрат на формирование информации о конкретном объекте бухгалтерского учета и полезности (ценности) данной информации).

Обратим внимание, что перерасчет проводится по итогам 12 календарных месяцев, а это означает, что ежемесячные колебания фактического объема потребления КР на СОИ относительно нормативного могут быть хотя бы частично компенсированы на таком длинном временном отрезке. В подобной ситуации отражение выручки ежемесячно, исходя из показаний ОПУ в пределах норматива потребления, тоже может привести к искажению отчетности, если фактический объем принимает значение как выше, так и ниже нормативного.

Вариант, приближающий величину выручки к реальной (путем подсчета выручки нарастающим итогом и постепенной компенсации положительных отклонений отрицательными), почти наверняка пойдет вразрез с требованием рациональности.Полагаем, что подходящий вариант, обеспечивающий достоверность отчетности, УК может выбрать исходя из конкретных условий хозяйствования.Добавим, что имеющийся в нашем распоряжении проект поправок в Правила содержания общего имуществане регулирует порядок расчетов в случае смены управляющего домом.

Вариант, приближающий величину выручки к реальной (путем подсчета выручки нарастающим итогом и постепенной компенсации положительных отклонений отрицательными), почти наверняка пойдет вразрез с требованием рациональности.Полагаем, что подходящий вариант, обеспечивающий достоверность отчетности, УК может выбрать исходя из конкретных условий хозяйствования.Добавим, что имеющийся в нашем распоряжении проект поправок в Правила содержания общего имуществане регулирует порядок расчетов в случае смены управляющего домом. Считаем справедливым придерживаться того же принципа, что используется при проведении корректировки платы за отопление: осуществлять перерасчет при смене управляющего, ведь последний ведет расчеты с РСО исходя из показаний ОПУ в рамках каждого расчетного периода.И еще один неурегулированный момент – это порядок проведения перерасчета в случае изменения размера норматива потребления или тарифа на коммунальный ресурс. В предлагаемой в проекте поправок формуле используется норматив, умножаемый на 12.

Представляется, что в случае изменения норматива в течение года, за который проводится перерасчет, следует суммировать показатели, исчисленные исходя из нормативов потребления, актуальных в соответствующие периоды. То же самое справедливо и в отношении тарифа.Реальные показания АИСУ без перерасчетовИз общего принципа регулирования, описанного выше, в ч.

9.2 ст. 157 ЖК РФсформулировано несколько исключений.

Первое из них – случай оснащения МКД автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг.

В данном случае размер расходов граждан и организаций на оплату КР на СОИопределяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний .Обратим внимание, что для применения такого порядка расчета не требуется принятия решения общим собранием.На практике возникает вопрос: как достоверно установить, можно ли считать имеющуюся в конкретном доме систему учета показаний счетчиков дающей возможность применять приведенные особые положения? Эта проблема не освещена ни в ЖК РФ, ни в проекте постановления Правительства РФ. Представляется, что основной критерий – возможность одномоментного снятия показаний со всех приборов учета (ОПУ и ИПУ).Размер платы за КР на СОИ при наличии ОПУ: какие решения может принять общее собрание?Второе исключение из общего правила, согласно которому плата за КР на СОИ исчисляется исходя из норматива потребления с последующим перерасчетом по фактическому потреблению (только в сторону уменьшения), – это выражение воли собственников помещений.

Прежде всего, встает вопрос: каким количеством голосов должно быть поддержано изменение порядка оплаты КР на СОИ? В отсутствие иного указания в ЖК РФ ответ один: решение общего собрания принимается простым большинством голосов собственников помещений, принимающих участие в собрании, имеющем кворум (ч.

1 ст. 46 ЖК РФ).Общее собрание может принять решение об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в МКД на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД.В ЖК РФ не уточнены некоторые моменты, которые неизбежно вызовут вопросы на практике, в частности:– вправе ли общее собрание изменять порядок в отношении отдельных КР на СОИ (к примеру, фактическое потребление горячей воды на СОИ существенно меньше норматива, а по электроэнергии ситуация противоположная). Представляется, что закон не дает оснований ограничивать потребителей в праве реализовать наиболее удобный для них вариант расчета размера платы из числа допустимых, в том числе обусловливать применение конкретного способа расчета в отношении одного ресурса применением такого же способа в отношении других ресурсов. Иначе говоря, по нашему мнению, по одному ресурсу плата может рассчитываться по общему правилу исходя из норматива, а по другому может использоваться особый порядок, принятый на общем собрании; – можно ли изменять ранее принятый общим собранием порядок расчета платы за КР на СОИ (например, возвращаться к нормативу потребления) и, если да, как часто это можно делать.

При решении данного вопроса полагаем уместным воспользоваться универсальным правилом из ч.

7 ст. 156 ЖК РФо том, что размер платы за содержание жилого помещения в МКД устанавливается на срок не менее чем один год. Вспомним, что порядок расчетов за отопление также может быть изменен не чаще одного раза в год (п.

2 Постановления Правительства РФ от 29.06.2016 № 603 ). Это дополнительный аргумент в пользу предложения не менять порядок расчета платы за КР на СОИ чаще.

Кроме того, поскольку перерасчет делается также по итогам года, именно данный период позволяет сравнить различные варианты и сделать обоснованный выбор.Среднемесячное потребление КР на СОИ с перерасчетомПервый вариант, который может выбрать общее собрание собственников помещений в МКД, – это определение размера расходов на оплату КР на СОИ исходя из среднемесячного объема потребления КР на СОИ с проведением перерасчета размера таких расходов с учетом показаний ОПУ в порядке, установленном Правительством РФ (п. 1 ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ). Очевидно, отдать предпочтение данному варианту собственникам помещений выгодно, если среднемесячное фактическое потребление меньше установленного норматива.В проекте поправок в Правила содержания общего имуществасодержится указание проводить перерасчет в рассматриваемой ситуации также 1 июля за прошедшие 12 месяцев.

Причем такой перерасчет (путем сопоставления фактического объема потребления за год перерасчета и среднемесячного объема потребления за год, предшествующий перерасчету) делается опять-таки только в сторону уменьшения.Еще один важнейший момент, отраженный в поправках: если использованный в расчетах с потребителями среднемесячный объем потребления окажется выше норматива потребления, то также необходимо провести перерасчет, уменьшив суммарную плату потребителей за год до нормативной.Как видим, и в общем, и в данном случаях размер платы за КР на СОИ ограничен нормативом потребления. Причем, если на собрании жильцов выбран расчет по среднемесячному объему потребления, а объем фактического потребления по итогам года окажется выше (пусть даже в пределах норматива), перерасчет не проводится, поскольку по логике поправок в Правила содержания общего имуществаперерасчет возможен только в сторону уменьшения платы потребителей.

Выходит, УК следует быть очень осторожной в случае, когда собственники помещений намерены принять рассматриваемое решение на общем собрании.Фактические показания ОПУВ пресс-релизе на сайте Минстроя указано, что Закон № 258-ФЗпредоставил собственникам помещений в МКД право выбрать на общем собрании наиболее приемлемый для них способ начисления платежей исходя из технической оснащенности здания: по нормативу потребления или показаниям ОПУ. Действительно, второй вариант, который может выбрать общее собрание, заключается в установлении размера расходов на оплату КР на СОИисходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами власти субъектов РФ (п. 2 ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ ). Казалось бы, эта формулировка повторяет излюбленный вариант расчета платы за коммунальные услуги на ОДН из абз.

2 п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг. Однако, несмотря на то, что в ней нет ссылки на порядок, утверждаемый Правительством РФ, в поправках кПравилам содержания общего имущества установлен порядок расчета платы за КР на СОИ в данном случае.

И в названном порядке содержится особое указание: он применяется только, если перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКДпревышает минимальный перечень необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД услуг и работ. Поэтому решения общих собраний об оплате КР на СОИ исходя из показаний ОПУ в домах, где УК не выполняет работы и услуги по содержанию свыше минимального перечня, не соответствуют закону.
Поэтому решения общих собраний об оплате КР на СОИ исходя из показаний ОПУ в домах, где УК не выполняет работы и услуги по содержанию свыше минимального перечня, не соответствуют закону.

На данный момент следует обратить особое внимание, когда подзаконный акт будет подписан и опубликован.* * *Консультация содержит ссылки на проект поправок в Правила содержания общего имущества.

Окончательный вид документа может отличаться от доступного нам проекта.

Поэтому предложенный комментарий нельзя воспринимать как руководство к действию без внимательного изучения ожидаемого к принятию подзаконного акта.А тем временем суммы в счетах большинства потребителей ЖКУ останутся прежними: при начислении платы по нормативу потребления перерасчет в сторону уменьшения будет осуществлен позднее (согласно проекту постановления Правительства РФ 1 июля следующего года).Емельянова Е.

В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»Отправить другуОДН в квитанциях ЖКХ учитывали плату за расход холодного и горячего водоснабжения, электричества, отопления, канализации при обслуживании общего имущества в многоквартирном доме.

Если сказать точнее, это разница в показаниях между данными общедомового счетчика и суммы индивидуальных приборов учета собственников.ОДН в квитанции указывались выделенной строкой и не входили в состав выплаты на содержание и ремонт сооружения. С 1 января 2017 г. СОИД указывается в квитанциях, но входит в состав оплаты за содержание жилого помещения.Таким образом, Правительство стимулирует УК и ТСЖ бережно относиться к энергоресурсам. Они не могут указать в платежках суммы, превышающие норматив.

А разница должна ложиться на плечи управляющей компании. Что стимулирует УК бороться с воровством ресурсов и неплательщиками коммунальных услуг.Это определено законом №176-ФЗ, принятым Государственной думой в 2015 году.Новый порядок позволил владельцам платить только за себя, а не за соседей.

Так как суммы по указанным позициям начисляются по нормативам. Теперь дефицит за сверхнормативные потери и неплатежи других собственников не перекладывается на добросовестных владельцев.Большая часть нормативов и оплат никак не изменились.

Больше всего изменения коснулись СОИ в МКД за электроэнергию.

По новым правилам, теперь, если общий дом обладает чердаком и подвалом, то оплачивать предстоит их площадь тоже.

Раньше за эти помещения не нужно было платить.

Теперь же платежи на общедомовые нужды могут значительно вырасти.Чтобы этого не допустить, ТСЖ должны объявить общее собрание и изменить порядок расчета на расчет по показаниям приборов. В противном случае начисление за использование коммунальных ресурсов будет проходить с учетом нормативов потребления.

Это значит, что проверяется технический паспорт дома.

Если в нем указано, что по чердаку или подвалу проходят инженерные сети, то они будут входить в квитанции в виде увеличенной суммы платежа. Если же поставить приборы учета, то они смогут зафиксировать, был ли расход электричества в действительности.

Важно! Теперь на эти платежи не распространяются льготы для инвалидов всех групп. Это означает, что за СОИ электрическую энергию и использование воды придется платить по полному тарифу, так как они больше не являются коммунальными платежами. Суть платежа не подверглась изменениям.Зачастую управляющие компании сознательно не дают расшифровку, что входит в СОИД.
Суть платежа не подверглась изменениям.Зачастую управляющие компании сознательно не дают расшифровку, что входит в СОИД.

Статья № 154 Жилищного кодекса дает разъяснения, какие ресурсы используются при обслуживании и содержании общего имущества многоквартирного дома.В статью СОИД входит:

  1. ремонтные услуги, связанные с поддержанием в удовлетворительном состоянии конструкций высотного дома;
  2. потери горячей и холодной воды при поставке потребителям;
  3. косметический ремонт подъездов, то есть побелка и покраска стен и потолков;
  4. поддержание в работоспособном состоянии лифтового хозяйства;
  5. издержки на электричество, расходуемое на освещение подъездов и работу лифтов;
  6. поддержание территории, относящейся к многоквартирному дому (МКД)

и т.п.Кроме этого определены помещения, пространство которых необходимо учитывать для расчетов СОИД. Эта услуга необходима для поддержания санитарных, противопожарных и других норм, и зависит от площади собственника. То есть владельцы однокомнатных квартир будут вносить меньшую плату, чем собственники трех комнатных квартир.

Расчет СОИД производится на основании Постановления Правительства РФ № 354.Работы, которые связаны с сезонностью, выделяются отдельно.При расчетах учитывают:

  1. Уход за придомовой территорией, полив и облагораживание газонов выполняется с весны до осени.
  2. Сбор и вывоз листьев в осенний период.
  3. Зимой производятся работы внутри помещений, выполняется санитарная обработка здания.
  4. Уборку снега с территории принадлежащей МКД, удаление сосулек с крыш и карнизов дома, выполняется в зимний и весенний период.
  5. Полив асфальта в летний период.
  6. Ремонт кровли, стен, заделка швов производится только в теплое время года.

Выполняется согласно графику работ, утвержденному жильцами дома. Его составляют работники УК после проведения осмотра инженерных коммуникаций и состояния многоквартирного дома.На общем собрании МКД его одобряют, а руководители управляющей компании утверждают.

Если возникают внеочередные работы, их включают в график.

Инициатором выступает инженерная служба УК или собственник жилья.

Уборка и вывоз мусора входит в обязанности управляющей компании.

Очистка урн, которые установлены возле подъезда, должны производиться ежедневно. Однако если в этом есть необходимость, выемку мусора выполняют несколько раз в день.Для этого в УК должен иметься график, согласно которому производится уборка территории и вывоз мусора.

При этом оплата выделяется отдельной строкой в платежке с пометкой СОИД.УК не имеет право брать дополнительную оплату за вывоз мусора, если такая статья присутствует в платежном поручении.Вычисление норматива оплаты за электричество осуществляется на основании суммарного значения территории помещений общего пользования.При вычислениях учитываются освещение ОИ и механизмы, которые потребляют электроэнергию:

  1. расположенные на этажах и между ними площадки;
  2. электроснабжение лифтов, лифтовых или других, если имеются в доме, шахт;
  3. проходы;
  4. подвальные пространства.
  5. пространства технического назначения;
  6. территории чердаков;

Для вычислений принимаются аналогичные данные, как и в предыдущем случае. Потребление ХВС СОИ (холодного водоснабжения) и ГВС (горячего водоснабжения) рассчитывается согласно суммарному объему пространства общего пользования.Для вычислений берутся объемы помещений:

  1. комнаты консьержки.
  2. площадок, расположенных на этажах и лестничных маршей;
  3. общих проходов;
  4. холлов, вестибюлей, колясочных;
  5. подъездов;

Сложнее обстоит дело с СОИ на водоотведение. В некоторых субъектах РФ норматив на водоотведение не утвержден.

Поэтому в таких регионах запрещено брать отплату на эти нужды.В платежках можно встретить платеж за отведение сточных вод. Предполагается что горячая и холодная вода, используемая для мытья полов, уборщицы сливают в канализацию. Но из-за сложности начисления и отсутствия норматива на отведение сточных вод иногда УК вообще не берут плату за водоотведение.

Оплата за отопление предполагает, что ее предоставляют в помещениях общего пользования, то есть отапливаются холлы, подъезды, технологические этажи и т.п.Для начала вспомним, когда вообще появились термины «коммунальные услуги на общедомовые нужды» (КУ ОДН) и «коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества» (КР СОИ).Впервые указанные термины применены в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв.

ПП РФ от 06.05.2011 N 354 (далее – Правила 354).Пункт 40 Правил 354 в первоначальной редакции устанавливал:

«Потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее – коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды)»

.Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ в жилищное законодательство РФ с 01.01.2017 введено понятие «коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме», которое специалисты жилищной сферы обозначают аббревиатурой «КР СОИ».Согласно новым поправкам при управлении домом УО/ТСЖ/ЖСК из состава коммунальных , при этом в состав содержания жилья включены «коммунальные ресурсы, потребляемые при СОИ».В действующей редакции ЖК РФ термин «коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме» определен пунктом 2 части 1 статьи 154 ЖК РФ как «холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме».Подпункт «л» пункта 11 и пункт 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных ПП РФ от 13.08.2006 N 491 (далее – Правила 491), что содержание жилья включает в себя коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества (КР СОИ).Немаловажно отметить, что ни один нормативный правовой акт не содержит определений, каким образом эти самые КР СОИ потребляются.

Законом не установлено, что, например, вода на мытье полов в подъезде или электричество на освещение этого подъезда входит являются именно коммунальными ресурсами на содержание общего имущества.То есть, законом не установлены ни составляющие части КР СОИ (из чего складываются эти ресурсы?), ни точки их потребления. Независимо от наличия или отсутствия точек потребления непосредственно на элементах общего имущества (например, водопроводный кран, электрическая розетка, водосток системы отведения сточных вод и т.п.), КР СОИ (КУ ОДН) считаются потребляемыми, если соответствующий вид коммунального ресурса вообще поступает в данный многоквартирный дом. Приведенную позицию, в том числе, подтверждает Минстрой России письмом от 30.12.2016 N 45099-АЧ/04.Таким образом, никакого физического смысла КР СОИ (КУ ОДН) не имеют, их невозможно определить в качестве ресурса, потребляемого в четко установленных местах и/или из строго определенных точек потребления.По факту имеется лишь термин «КР СОИ» («КУ ОДН»), который никак не определяется и имеет весьма посредственное отношение к общему имуществу МКД.

Ситуация аналогична ситуации с названием , которая никакого отношения непосредственно к жилому помещению не имеет.Правилами 354 установлен порядок расчета объема и стоимости КР СОИ (КУ ОДН) для предъявления их к оплате потребителям в составе платы за содержание жилья в пользу лица, управляющего МКД – управляющей организации (УО) или ТСЖ. В свою очередь, Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными ПП РФ от 14.02.2012 № 124 (далее – Правила 124) утвержден порядок расчета объема и стоимости КР СОИ для предъявления их к оплате УО/ТСЖ от имени ресурсоснабжающей организации (РСО). В данном разделе статьи отметим только одно обстоятельство – пункт 46 Правил 354 и подпункт «а» пункта 21(1) Правил 124 предусматривают возможность получения отрицательного значения объема КР СОИ.

В этом случае объем КР СОИ (КУ ОДН) к оплате не предъявляется (приравнивается нулю).Но сначала обратим внимание не на особенности расчета, а на установление принципиальной возможности получения в результате расчета отрицательного значения объема КР СОИ (КУ ОДН).

Разве может объем быть отрицательным? Имеет ли отрицательный объем физическое значение? Разумеется, нет! И это одно из подтверждений того, что физического значения коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества, не имеется!Немаловажно напомнить, что обязанности по влажной уборке помещений в составе общего имущества с лица, управляющего МКД, никто не снимает, освещение и лифты продолжают функционировать – то есть, и вода, и электричество обязательно тратятся.

Так может ли быть объем таких расходов отрицательным? Разумеется, не может. А почему же допустимо возникновение отрицательного объема КР СОИ (КУ ОДН)?

А допустимо оно именно потому, что КР СОИ (КУ ОДН) – это вовсе не те ресурсы, которые расходуются непосредственно при уборке помещений общего пользования и их освещении. КР СОИ (КУ ОДН), безусловно, связаны с коммунальным ресурсами, реально (фактически, физически, технически) расходуемыми при обслуживании тех или иных элементов общего имущества, но связаны исключительно тем, что эти реально расходуемые коммунальные ресурсы учитываются тем же общедомовым прибором учета (ОПУ), показания которого применяются при расчете объема КР СОИ (КУ ОДН).Расчет коммунальных расходов на СОИ не так сложен, как кажется на первый взгляд.

Его может выполнить любой собственник. Для этого достаточно воспользоваться формулой расчета: С=N*Sодм*Sкв/S, гдеС – КР на СОИ (коммунальные расходы на общее имущество);N – Утвержденный региональными властями норматив на используемые ресурсы;Sодм – Участок общедомового имущества;Sкв – Площадь квартиры собственника или нежилого помещения;S – Общая площадь дома за вычетом Sодм.Пример.

Произведем вычисления СОИД электроэнергии. Берем двухкомнатную квартиру 47 м2. Предположим, что норматив равен 4,03.Общедомовая Sодм составляет 1000 м2, а общая составляет 5000 м2.

Расход электроэнергии рассчитывается по вышеприведенной формуле подстановкой значений:С=4,03*1000*47/5000=37,9 руб.Таким образом, размер платы за электроэнергию составит 37,9 руб.

Оплата за газоснабжение может осуществляться как по нормативам, так и в соответствии с показаниями приборов индивидуального учета.

Оплата за газ зависит от количества человек, проживающих в квартире. Также может быть поставлен индивидуальный счетчик.В постановлении Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 установлены требования к порядку и правилам предоставления услуг по газоснабжению.Расчет величины платы за газоснабжение в квитанции ЖКХ в жилом помещении:Расчет размера оплаты за газ в квартире либо частном доме, где имеется индивидуальный прибор учета природного газа, представлен в 42 пункте Правил предоставления коммунальных услуг и осуществляется по формуле:Vг– общий объем природного газа, потребленный за расчетный период абонентом в жилом помещении, который определяется в соответствии с показаниями счетчика;Тариф– тариф ЖКХ на газ, установленный местной администрацией согласно законодательству РФ.В итоге получается стоимость потребленного газа, которую абонент должен уплатить.Пример расчета платы за газ в жилом или нежилом помещении:Показания газового счетчика за один месяц составили 150 куб. м.Утвержденный тариф на услугу газоснабжения в г.

Москва для потребителей в многоквартирных домах установлен в размере 6,16 рубля за 1 куб.

м. потребленного природного газа.Получим: 150 х 6,16 = 924 руб. сумма к оплате, отраженная в квитанции ЖКХ.Расчет оплаты за коммунальные услуги по потреблению природного газа для отопления в квартире или доме, где нет счетчика газа, осуществляется также в соответствии с 42 пунктом Правил предоставления коммунальных услуг по формуле:Sкв– общая площадь дома или квартиры;Нг.о– норматив расхода газа на отопление жилых помещений;кол.чел.– это количество жильцов, которые постоянно или временно проживают в квартире или доме;Нг.п– норматив расхода газа для приготовления пищи;Нг.в– норматив расхода газа для подогрева воды, в случае, когда отсутствует центральное горячее водоснабжение;Тариф– это тариф ЖКХ на газ, установленный местной администрацией согласно законодательству РФ.Исходя из формулы, видно, что газ может использоваться как для приготовления пищи, так и для отопления и горячего водоснабжения. Если какая-либо функция при этом не применяется, ее можно просто убрать из расчета суммы в квитанции.

В многоквартирных домах зачастую применяется лишь функция приготовления пищи на газу.

Следовательно, стоимость газа в квитанции ЖКХ рассчитывается только исходя из количества зарегистрированных в квартире людей и норм для газовых плит.Пример расчета оплаты за услуги газоснабжения в жилом помещении:Если жилище оборудовано только газовой плитой и не оснащено газовым отоплением и водонагревателем и при этом:В квартире проживает 3 человека.Установленный норматив потребления природного газа для приготовления пищи составляет 10,4 куб. м. на 1 человека.Тариф на природный газ в г. Москва установлен в размере 6,16 рубля за 1 куб.

метр.,то величина оплаты за газоснабжение по этой квартире за месяц составит: 3*(6,16*10,4) = 192,19 рубля.Оформляя платежные документы, УК пользуется различными сокращениями. Они не всегда понятны владельцам квартир.Приведем основные, которые используются обсуживающие организации. Для удобства представим их в табличной форме.Сокращенное названиеВыражениеНом.

ПУВ этой графе указывается номер индивидуального прибора учета, установленного в квартире.Пл. О/ЖУказывается совокупная жилая площадь, занимаемая собственником.Зарег./прож.В графе проставляются данные о зарегистрированных гражданах и проживающих фактически.УСЗН«Управление социальной защиты населения» — это учреждение, куда могут обратиться собственники для получения защиты.Общ. Пл. домаСовокупность жилых и нежилых помещений МКД.ОДНОбщедомовые нужды.Содержание Ж/ФСодержание жилого фонда.ИПУ, ИТУИндивидуальный прибор учета, индивидуальная точка учета.КТУ, ОДПУКоллективная точка учета, общедомовой прибор учета.МОПМеста общего пользования.

Полезная статья? Оцените и поделитесь с друзьями!Из ранее сказанного уже следует, что технически невозможно учесть КР СОИ (КУ ОДН) с помощью неких приборов, в частности невозможно определить точки потребления указанных ресурсов для оборудования в них соответствующих приборов учета.Тем не менее, значительная часть потребителей коммунальных услуг (в том числе и специалистов жилищной сферы) считает возможным оборудование МКД некими приборами учета, назваемыми либо «ОДН» (общедомовые нужды), либо «МОП» (места общего пользования).

Приверженцы такого заблужения полагают, что объем КР СОИ (КУ ОДН) можно определять именно по этим приборам.Важно отметить, что действующее законодательство утверждает возможность установки только двух видов приборов учета:1.

«Индивидуальный прибор учета» — средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в одном жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), в жилом доме (части жилого дома) или домовладении (абзац 6 пункта 2 Правил 354).

К этому же виду приборов учета можно отнести «комнатный прибор учета электрической энергии» (абзац 11 пункта 2 Правил 354) и «общий (квартирный) прибор учета» (абзац 14 пункта 2 Правил 354) – это приборы, учитывающие объем потребления коммунального ресурса в конкретных обособленных помещениях МКД.2. «Коллективный (общедомовый) прибор учета» — средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом (абзац 8 пункта 2 Правил 354).Никаких иных видов приборов учета (МОП, ОДН и т.п.) законодательство не предусматривает, а следовательно, не определяет порядок применения показаний несуществующих приборов в расчетах.Порядок расчета КР СОИ (КУ ОДН), рассмотренный в настоящей статье, дает однозначное понимание, что объем указанного ресурса рассчитвается как разность между объемом ресурса, поданным в дом, и суммой объемов, потребленных в отдельных помещениях этого дома, и никакого иного порядка (в том числе с использованием показаний неких иных, кроме ОПУ и ИПУ, приборов учета) не предусмотрено.Дополнительно для сторонников заблуждения о возможности установить на вводах коммунального ресурса в дом два отдельных прибора, один из которых измеряет объем КР СОИ (КУ ОДН), а второй – объем коммунального ресурса, потребленного в помещениях дома, необходимо отметить два момента.

Во-первых, ОПУ (согласно определению, приведенному чуть выше) является

«средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в МКД»

, то есть ОПУ в рассматриваемом случае будет считаться совокупность двух установленных приборов (один из которых якобы учитывает «ОДН», а второй – индивидуальное потребление в помещениях), и объем КР СОИ (КУ ОДН) будет определяеться как разность между суммой показаний этих двух приборов и суммой объемов потребления в помещениях дома. Во-вторых, в предлагаемом сторонниками заблуждения методе расхождения между показаниями «второго», учитывающего исключительно потребление ресурса в помещениях, прибора и суммой объемов, потребленных в помещениях дома, будут обязательно. И эти расхождения должны по закону быть учтены в составе КР СОИ (КУ ОДН), чего не произойдет в предлагаемой сторонниками заблуждения схеме расчета.Таким образом, попытка применения неких приборов учета ОДН или МОП неизбежно приведет к нарушению закона как в части использования приборов, не предусмотренных действующими нормами, так и в части применения порядка расчета, не подлежащего применению.

С марта в квитанциях ОАО «Управляющая компания по ЖКХ» выставлены к оплате расходы на содержание электроэнергии в местах общего пользования, сокращенно — СОИ.

Ранее они к оплате не предъявлялись.Напомним, с 1 января 2021 г. начисление платы за общедомовые нужды (т.е.

ОДН), переведены в состав платы за содержание жилого помещения. Сокращенно — СОИ. Это – следствие изменений, внесенных в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты.Уточним, что под понятие «общедомовые нужды» по электроснабжению подпадает:— энергия, потребляемая лифтами и различным электрооборудованием, которое используется в общедомовых нуждах (насосы водоснабжения, системы автоматического регулирования тепла, домофоны и др.);— освещение подъезда и придомовой территории, а также дежурное освещение подвальных и чердачных помещений;— технологические потери внутри МКД, связанные с особенностями установленного в нем электрооборудования.Графа «эл.энергия СОИ», согласно законодательным изменениям, должна была появиться еще в январе этого года. Объем расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, законодатель ограничил нормативами.

На переходный период применяются старые нормативы для ОДН, установленные субъектами федерации ранее.

Во многих районах перевод ОДН в СОИ привел к росту платы для жителей, потому что рекомендованные нормативы высокие.После введения нового порядка расчета платы за содержание общедомового имущества Управляющая компания по ЖКХ обратилась в Правительство ЛО за консультацией по поводу исполнения законодательных нововведений.В квитанции была включена новая графа: «эл.энергия СОИ», но к оплате по этой графе в январе и феврале выставлялся ноль.После двух месяцев переговоров Управляющей компании с Правительством Ленобласти и гарантирующим поставщиком электроэнергии ООО «РКС-энерго» было принято коллегиальное решение по методике и объемам начислений на переходный период, который продлиться до 1 июня. К этой дате регион (Ленобласть) должен разработать новые нормативы и возможно методику начисления.В квитанциях за март появились начисления по новой графе «эл.энергия СОИ».Расчет размера платы произведен на основании выставленных счетов ООО «РКС-энерго» по каждому дому и в пределах норматива потребления соответствующей коммунальной услуги.

Перед начислением также состоялась консультация с ЕИРЦ ЛО.Новые начисления не являются доходом управляющей организации. Оплата жителями за содержание электроэнергии в местах общего пользования осуществляется поставщику электроэнергии — РКС-энерго.